MOTU Track16 – многоканальный аудиоинтерфейс

Анатолий Вейценфельд

Нельзя сказать, что появившийся не так давно интерфейс MOTU Track16 находится на рынке в гордом одиночестве – существует немало компактных интерфейсов, позволяющих записывать одновременно несколько входных сигналов, микшировать их и обрабатывать эффектами. Тем не менее, он привлекает к себе внимание сочетанием миниатюрности и производительности, проработанным дизайном и профессиональным качеством звука.

По входам и выходам прибора сразу можно определить его предназначение – домашняя или репетиционная запись малых поп-рок групп. Хотя, по заявлению производителя, аппарат имеет 16 входных и 14 выходных каналов, не все так очевидно. В реальности интерфейс имеет два микрофонных входа (оба на внешней "косичке", это единственно возможное решение для столь миниатюрных аппаратов), два гитарных входа (один на передней стенке корпуса прибора, другой на косичке), линейный стереовход-миниджек на корпусе, раздельные правый и левый линейные входы типа джек, раздельные правый и левый линейные выходы типа джек, раздельные правый и левый главные (Main) выходы типа джек.

На передней стенке корпуса находятся два независимые выхода для наушников – один джек, другой миниджек.

На задней стенке находятся порты FireWire 400 и USB-2, оптические вход и выход, и мультипиновое гнездо типа DB-25 для подключения разъема-"косички".

Большое число входных и выходных каналов достигается за счет возможности подключения восьмиканальных оптических ADAT-интерфейсов, по оптике можно подключать и Toslink.

При использовании FireWire прибор можно не подключать к входящему в комплект внешнему адаптеру питания, он нужен только при применении USB. Сразу скажу, что мне не удалось подключить аппарат по FireWire – несмотря на надпись FireWire 400, прибор имеет 9-пиновый порт типа В (используемый для подключения FireWire 800) и оснащен соответствующим кабелем. На моих РС и Macintosh имеются только 6-пиновые порты FireWire 400 типа А (Мас) и мини-А (РС), так что "фокус не удался" и подключиться по FireWire не получилось. Производитель рекомендует приобрести для таких случаев специальный кабель 9 пин-6 пин. В итоге пришлось подключаться по USB с внешним питанием. С ним тоже не все просто – на корпусе входа для адаптера нет, он подключается через "косичку". Это очень непривычно, так что после длительного недоуменного рассматривания корпуса устройства в поисках гнезда для подключения адаптера пришлось обратиться к книге-руководству.

Подключение по USB прошло без проблем, при нажатии на кнопку включения прибор произвел самотестирование, отображающееся в виде поочередного включения полосок светодиодных индикаторов, и был готов к работе.

На верхней панели интерфейса находятся индикаторы, кнопки включения и маршрутизации, а также крупный регулятор бесконечного вращения, работающий также как кнопка переключения. Многие операции совершаются путем комбинирования нажатия кнопок и одновременного вращения и нажатия ручки-энкодера. Над кнопками включения микрофонов находятся два светодиода – один отображает включение аттенюатора -20 дБ, другой – фантомного питания. Кнопки неактивных каналов - оранжевые, кнопка активного канала – зеленая. Переключение между режимами измерения, соответствующим синим и белым надписям, производится нажатием кнопки METERS.

Подключив две микрофона (один из них конденсаторный) и гитару, я настроил их уровни. Это делается просто – нажимается кнопка соответствующего источника (из красной она становится зеленой) и вращением регулятора достигается нужный уровень сигнала. Регулятор вращается с некоторой дискретностью (назвать это "щелчком" нельзя, никаких щелчков нет). По данным производителя, поворот на одно "деление" равен четверти децибела, т.е. эта "дискретность" абсолютно незаметна для слуха.

Через миниджек на передней панели можно подключить стереофонограмму с бытового источника типа плеера, а синтезатор, семплер или другой профессиональный источник (например, аналоговый микшер) подключается через джеки на косичке. Регулирование выходного уровня наушников и линейных выходов устройства также производится нажатием соответствующих кнопок и вращением регулятора.

Пожалуй, на этом манипуляции с прибором и заканчиваются, дальше придется использовать идущие в комплекте драйверы-утилиты MOTU Audio Setup и MOTU SMPTE Setup (в версии для Mac OS, в версии для Windows они называются MOTU Audio Console и MOTU SMPTE Console) и программу управления CueMix. Она представляет собой нечто вроде виртуального микшера, включающего еще и компрессор, параметрический эквалайзер и ревербератор, а также набор контрольных приборов: осциллограф, фазокоррелометр, спектрометр, тюнер для настройки гитар.

В зависимости от потребностей в MOTU Audio Setup можно выбрать частоту дискретизации от 44,1 до аж 192 кГц (при разрядности 24 бит), что явно избыточно для тех задач, для которых предназначен этот интерфейс. Но современная электроника достигла такой мощности, что позволяет дать и любителю возможность удовлетворить тщеславие гигантскими цифрами.

В MOTU Audio Setup выставляются также источник тактовой частоты, внешний или внутренний.

В этом же окне назначается полная маршрутизация входов и выходов.

Если необходимо дать каналам имена, отличные от установленных по умолчанию, это можно сделать в соответствующем окне (но не все аудиоредакторы поддерживают эту функцию).

Конечно, анализ программ не входит в задачу тестирования аппаратуры, но здесь она настолько неотделима от всей функциональности интерфейса, что придется разобрать ее подробнее.
Графический интерфейс программы очень похож на знаменитый MOTU Digital Performer, славящийся своим удобством и нарядностью – качествами, совсем не последними для компьютерных программ. По каким-то причинам Digital Performer мало распространен у нас в стране, в отличие от Запада, где он имеет немалую долю рынка. У нас же продукция компании Mark Of The Unicorn ("Знак Единорога") известна в основном аппаратными изделиями.
Сама по себе программа CueMix работает именно как микшер, маршрутизатор, процессор обработки и эффектов, а также как визуальный анализатор сигнала.

Можно просто подключить к интерфейсу микрофон или гитару и экспериментировать со звуком, но вряд ли в этом состоит предназначение аппарата. Конечно, главное для него – работа внутри программы записи и редактирования, иначе называемой цифровой звуковой станцией, аудиосеквенсором или аудиоредактором.

При включении такой программы (я испытывал Apple Garage Band и Apple Logic Pro) и входе в меню выбора "железа" базовая программа сразу и без проблем находит MOTU Track16, назначаете прибор в качестве аудиоустройства, и в базовом редакторе больше ничего делать не нужно – дальше все делается уже в CueMix (за исключением установки размера буфера, это делается в параметрах базовой программы). Особенно это удобно для Мас, где благодаря Core Audio не нужно устанавливать никакие драйверы. Для РС же на инсталляционном диске имеются драйверы WDM и ASIO. Кстати, для пользователей Mac на диске имеется полноценный многодорожечный редактор MOTU AudioDesk. Если вас уже не устраивает "любительский" Garage Band, установка AudioDesk позволит обойтись без приобретения профессиональных программ типа Digital Performer или Logic.

Прибор оснащен даже функцией связи звукорежиссера с музыкантами, обычными для больших консолей больших студий. Для этого служат кнопки Talk и Listen. Насколько актуально это для чуть ли не карманного устройства, можно обсуждать, думаю, скорее всего аппарат будет использоваться при записи в маленьких домашне-"гаражных" студиях, где звукорежиссер чаще всего один из музыкантов и не отделен от происходящего в тон-зале стеклом.

Настроив все уровни, обработку и эффекты, можно включать запись, а если вы работаете не в наушниках, можно пустить микс в главные мониторы или в посылы.

Однако любителям "интуитивного интерфейса" программа может показаться не очень удобной – не все можно сделать, только открывая меню и окна. Придется читать более чем 100-страничный мануал к прибору, ведь только оттуда можно узнать, как работать со многими функциями. Для тех, кто связан с музыкой на компьютере лет 20, в этом нет ничего удивительного – когда-то это было нормой, а основное место в коробках с инсталляционными дискетами или дисками занимали толстенные книги "Первые шаги", "Полное руководство" и т.д. Потом программы стали снабжаться встроенными подсказками, книги вытеснили диски с PDF-вариантами, а затем появились онлайн-руководства и консультации. Однако необходимость глубокого изучения осталась, и приобретшим Track16 придется читать книгу, входящую в комплект поставки. Она содержит руководства для РС и Мас, они напечатаны с двух сторон, а книжку придется переворачивать.

Если требуется работа с большим числом каналов, можно присоединить второй Track16 (или другой интерфейс MOTU) последовательно  или с помощью концентратора FireWire или USB. Обеспечивается синхронизация нескольких интерфейсов на аппаратном уровне драйвера. Другое дело, что если нужно записывать больше число каналов, лучше не городить цепочку из нескольких маленьких устройств, а сразу использовать подходящий аппарат.

Track16, несмотря на свою миниатюрность и нацеленность на домашние студии, оснащен и такой экзотической для аппаратов подобного назначения функцией, как генератор временного кода SMPTE для синхронизации с внешними устройствами записи/воспроизведения. SMPTE-код передается через аналоговый выход. В Track16 используется механизм фазовой синхронизации DDS на основе цифрового процессора сигналов. Эта технология позволяет поддерживать высокостабильные тактовые импульсы  при работе с внешними источниками синхроимпульсов. Прилагаемое программное обеспечение SMPTE Setup/SMPTE Console дает возможность создания SMPTE-кода с целью раздачи команд, восстановления таймкода или подключения к компьютеру других устройств. Синхронизации  возможна со всеми аудиосеквенсорами, поддерживающими протокол синхронизации ASIO2.

Технические характеристики

Цифро-аналоговые преобразователи:

24-разрядные

Частоты дискретизации, кГц:

44,1; 48; 88,2; 96; 176,4; 192

Аналоговые входы

Два  микрофонных входа XLR; два линейных входа TRS 1/4" (балансный/небалансный); один линейный стереовход 1/8" (небалансный); два hi-Z входа гитары 1/4"

Аналоговые выходы

Два балансных основных выхода TRS 1/4"; два  несбалансных линейных выхода TRS 1/4"; один выход для стереонаушников TRS 1/4"; один выход для  стереонаушников 1/8".

Цифровые входы/выходы:

8-канальный оптический ADAT с частотой дискретизации 1x; 4-канальный оптический SMUX с частотой дискретизации  2x; 2-канальный TOSlink (оптический S/PDIF) до 96 кГц

Компьютерный ввод-вывод

FireWire 400 (разъем типа B); USB 2.0

Вход/выход синхронизации

Тайм-код SMPTE (LTC)

Выход на наушники

Один выход TRS 1/4"; один стереовыход 1/8"

Фантомное питание

Индивидуальное +48 В

Верхняя панель

Два 7-ступенчатых светодиодных индикатора основных выходов
Два 7-ступенчатых светодиодных индикатора микрофонного входа или линейных входов 3-4
Два 7-ступенчатых светодиодных индикатора входа гитары или наушников
Два 7-ступенчатых светодиодных индикатора входов 1-2 или линейного выхода
Два светодиода фантомного питания 48 В
Два светодиода фиксированных аттенюаторов -20 дБ
Пять выключателей выбора вход  с подсветкой
Три выключателя выбора выхода с подсветкой
Один выключатель индикатора с подсветкой
Выключатель питания  с подсветкой

Требования к питанию

9-18 В постоянного тока, 5 Вт,
Питание через шину FireWire
Прилагается адаптер питания постоянного тока для автономной работы и работы через USB 2.0 (за исключением питания через шину FireWire)

Общее впечатление от MOTU Track16: прибор для такой компактности довольно мощный и очень богатый по производственным возможностям, чего стоят хотя бы встроенная обработка и блок визуальных анализаторов. Но для полноценной и уверенной работы с ним придется углубленно изучать его функциональное устройство, вырабатывать навыки. Иными словами, это аппарат для длительного использования и активного применения. Впрочем, об этом же говорит и его цена, составляющая на российском рынке около 1000 долл.

 

Интерфейс MOTU Track16
предоставлен на тестирование
дистрибуторской компанией Мультимедиа Клуб