Активный студийный сабвуфер
M-Audio Studiophile BX10s

Рассматриваемый студийный сабвуфер от M-Audio позиционируется для работы в связке с мониторами M-Audio BX5a и BX8a.

Адам Кастилло, директор по маркетингу M-Audio, отметил: «Активный сабвуфер BX10s обеспечивает все нужды по воспроизведению низкочастотного диапазона, возникающие в современных проектах, касающихся музыки, фильмов и мультимедиа. Так как в автомобилях и домашних системах все чаще присутствуют сабвуферы, захватывающие самые низкие частоты, необходимо получить возможность точного контроля на этапе создания фонограммы. При создании инновационного сабвуфера BX10s мы использовали проверенные технологии, что позволило получить цельный, мощный бас по гораздо меньшей цене в сравнении с аналогичными продуктами».

Заявление производителя мы сможем прокоментировать лишь по истечении сегодняшнего тестирования.

Акустическое оформление сабвуфера выполнено по схеме фазоинвертор. Диффузор НЧ-динамика выведен на переднюю панель и от механических повреждений закрыт металлической решеткой. Порт фазоинвретора выведен на заднюю панель.

Со слов производителя диффузор динамика изготовлен из композитного материала, сочетающего бумажную основу и стекловолокно. Его диаметр, включая подвес составляет 23 сантиметра.

Габариты корпуса составляют 38 х 38 х 38 сантиметров. Сабвуфер устанавливается на шипы высотой 5 сантиметров. Шипы представляют собой пластиковый конус, с закрепленным болтом в центре. С его помощью шип вворачивается в корпус саба на два сантиметра.

Все органы упраления и коммутации расположены на задней стороне сабвуфера. Между тем, оригинальной особенностью сабвуфера является возможность подключения педали для отключения усилителя и кроссовера из сигнальной цепи. Таким образом, появляется возможность проконтролировать низкочастотный сигнал и на мониторах с меньшим частотным диапазоном.

Педаль идет в комплекте с сабом и представляет собой sustain педаль SP-1. Педаль подключается двухметровым проводом. Как сверху, так и снизу педаль покрыта резиной, для предотвращения соскальзывания ноги и скольжения по гладким поверхностям при использовании.

Подключения BX10s осуществляется посредством TRS и XLR разъемов (баланс). При включенном сабвуфера и кроссовере отфильттрованный сигнал посылается на мониторы. Встроенный кроссовер имеет регулировку частоты среза в дипазоне 50-200 Гц. Наши измерения покажут наглядно осуществляемую регулировку. Кроме этого здесь имеются тумблеры переключения фазы, чувствительности входа и режима auto sleep. А также регулятор громкости сабвуфера и выключатель питания.

Посмотрим на график АЧХ тестируемых мониторов, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO.

Все измерения проводятся в одинаковых условиях. Акустически заглушенная комната (стены, потолок: 15 мм минеральная плитка + 50 мм звукоизоляция Izover KT 40-50, деревянный каркас с резиновой виброразвязкой от стен). Без стоячих волн на тестовых сигналах, с минимальным равномерным реверберационным полем.

Измерительный микрофон Earthworks M50 (производство США, стоимость $2500). Паспортные данные:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц - 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц - 50 кГц: +1/-3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

При положении регулятора кроссовера в крайнем положении, соответствующем 200 Гц, можно видеть что рабочий диапазон НЧ-динамика составляет 40 - 180 Гц.


График АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

Измеренный график АЧХ при положении регулятора в 120 Гц показывает уменьшение диапазона до 160 Гц.


График АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

Измерения АЧХ при регулторе в положении 100 Гц демонстрирует границу диапазона в 110 Гц.


График АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

При положении ручки регулятора на 80 Гц верхняя граница составляет 75 Гц.


График АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

И наконец, положение ругулятора на 50 Гц показывает диапазон 40 - 60 Гц.


Графики АЧХ сабвуфера, измеренный на оси НЧ-динамика

Для наглядности приведем скриншот c совмещенными измерениями, приведеных выше. Напомним, что регулятор фильтра не имеет фиксированных положений. Таким образом можно свободно осуществлять регулировку в зафиксированном измерениями диапазоне.


График АЧХ сабвуфера, измеренный перед отверстием фазоинвертора

Измеренный график АЧХ перед отверстием ФИ показывает, что фазоинвертор обогощает звучание низкими частотами в районе 30 Гц.

Ниже мы приводим спектр сигнала измеренный на контрольных частотах.


Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 40 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 50 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 60 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 70 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 80 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 90 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 100 Гц



Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 150 Гц

Измерения на контрольных точках проводились при положении регулятора фильтра на отметке 200 Гц, дабы выяснить наиболее возможное количество искажений. Судя по нашим измерениям количество искажений у сабвуфера небольшое. Уровень кратных гармоник по отношению к основному тону не высокое и находится в умеренной зоне. Между тем, в спектре можно видеть большую продолжительность плавно уходящих на спад гармоник.

Звучание сабвуфера BX10s можно охарактеризовать как хорошее, однако откровением для нас не стало. Наиболее качественное звучание саба наблюдается при малом количестве средних частот, в положении регулятора менее 120 Гц. Запас по громкости хороший, при этом на высоких уровнях громкости резонансов в звучании нет. Проработанность и детальность находится на среднем уровне, что, вероятнее всего, компенсируется высоким запасом по громкости. Хорошей атакой саб похвастаться не может. Но и гула в звучании особенно не наблюдается. В сравнении с протестированным ранее сабом RP10 от KRK качество звучания BX10s находится на сравнимом уровне и явного преимущества не наблюдается.

Подводя итог сегодняшнему тестированию следует сказать, что производителю удалось создать удачный продукт с отличной функциональностью. Считаем, в многоканальных конфигурациях для контроля над LFE каналом Studiophile BX10s вполне сгодится. Между тем, требования к качеству звучания для работы над музыкальным материалом немного выше и в этом отношении использование BX10s является в какой-то мере компромиссом.

 







Активный сабвуфер M-Audio Studiophile BX10s предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU

Григорий Лядов (grigory@ixbt.com)
Опубликовано — 11 июля 2007 г.