ProSound.iXBT.com

Недорогие трёхполосные студийные мониторы Fostex PM841

Григорий Лядов

Торговая марка Fostex была основана в 1973 году, компанией Foster Electric - разработчиком акустических систем и динамических головок. Спустя пять лет, в 1978 году производитель начал разработку акустических систем для профессионального использования, что в последствии и привело к широкой известности марки Fostex.

Первый монитор серии PM появился в 2002. Аббревиатура PM в названии акустики означает Professional Monitors, профессиональные мониторы. Немного позже эта серия насчитывала уже три модели: PM1, PM2 и PM5. Благодаря использованию производственных мощностей компании Foster в Китае мониторы этой серии позиционировались для студий и музыкантов с ограниченным бюджетом.

В настоящее время мониторы серии PM насчитывают 6 различных моделей, включая активный сабвуфер. Наибольший интерес для нас представляет модель PM841, так как является трехполосной системой. Повышенный интерес к этой модели вызывает низкая цена мониторов. В нашей стране PM841 стоят порядка 25 тысяч рублей за пару. Среди профессиональной акустики трехполосные колонки сами по себе редкость, а при такой цене интерес к ним многократно возрастает. Но не будем торопиться с выводами.

PM841 является самой первой моделью трехполосных мониторов Fostex, до этого выпускались лишь двухполосные модели. Цифры в названии PM841 в точности соотетствуют размерам используемых динамических головок в дюймах: 8-дюймовый НЧ-динамик, 4-дюймовый среднечастотник и 1-дюймовый твитер.

Следует упомянуть о том, что в серии PM имеется еще одна трехполосная модель, PM641. Судя по фотографиям и информации с сайта производителя, основное отличие от PM841 заключается в использовании 6,5-дюймового НЧ-динамика. Если это так, то отличия в звучании между данными мониторами будут лежать исключительно в низкочастотной области.

Технические характеристики Fostex PM841

Динамические головки
НЧ-динамик
диффузор 18,5 см
СЧ-динамик
диффузор 9,5 см
Твитер
купольный 1,9 см
Диапазон воспроизводимых частот
50 Гц – 25 кГц (±3 дБ)
Вход TRS
Тип входа
балансный
Чувствительность
-10dBV
Вход XLR
Тип входа
балансный
Входной уровень
+4dBu
Эквализация
Низкие частоты
+-3дБ на 60Гц
Высокие частоты
+-1дБ на 10 кГц
Разное
Габариты
27 x 43 x 29 см
Вес
13,4 кг

Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Два порта ФИ выведены на переднюю панель. Во избежание паразитных призвуков и резонансов, ВЧ и СЧ динамики заключены в отдельную изолированную камеру.

СЧ- и ВЧ-динамики на колонках расположены зеркально, поэтому мониторы сзади промаркированы буквами L и R. Чтобы избежать ненужных дифракций, производитель рекомендует размещать акустику так, как она установлена на фотографии. Смысл такого расположения в том, что при максимальном отдалении пищалок друг от друга стереопанорама будет максимальной.

В качестве пищалки используется купольный твитер, изготовленный по фирменной технологии Fostex - мембрана излучателя изготовлена из композитного материала UFLC (Urethane Film Laminated Cloth).

Диффузоры НЧ- и СЧ-динамиков также сделаны по технологии Fostex. Они выполнены из высокоэластичного кевлара, обернутого бумагой.

Размер диффузора низкочастотного динамика составляет 18,5 сантиметров, среднечастотника - 9,5 сантиметров. Напоминаем, что мы всегда приводим реальный размер диффузоров, самостоятельно измеренный нами по подвесу. Размер динамиков у производителей всегда указан по диаметру крепёжных отверстий. Это стандартная практика, но она не даёт информации об излучающей части динамической головки.

На лицевой стороне монитора располагается светодиодный индикатор питания. При работающих мониторах он ярко горит синим цветом.

На задней стороне монитора находится выключатель питания, органы управления и два линейных входа с разъемами ХLR и TRS-джек. Регулятор чувствительности входа не имеет шкалы уровня, однако выполнен дискретным, на 30 положений.

Регулировка частоты среза фильтров доступна в двух диапазонах: на высоких и низких частотах. Имеющиеся переключатели выполнены трехпозиционными. В высокочастотнойт области эквализация осуществляется с шагом в 1дБ, на НЧ с шагом в 3 дБ.

В усилительном тракте производитель использует две микросхемы TDA2050 от компании STMicroelectronics и одну микросхему LM3886 от National Semiconductor. Таким образом микросхемы TDA2050 используется для усиления сигнала отдельно для ВЧ- и СЧ-динамиков, а LM3886 расчитана на сигнал для низкочастотного динамика.

Давайте взглянем на графики зависимости искажений от мощности, взятые из спецификации на микросхемы (для напряжения питания 22 В и 28 В):

 

Слева, график зависимости искажений от мощности микросхемы TDA2050, справа - LM3886. Заявленные производителем номинальные значения мощности составляют по 18 Вт для ВЧ- и СЧ-динамиков, и 60 Вт на НЧ-динамики.

Однако мы видим, что указанные значения соответствуют паспорту лишь для микросхемы TDA2050. В случае с LM3886, при нагрузке 8 Ом значение мощности гораздо скромнее и находятся на отметки не выше 40 Вт. Именно такой импеданс у используемого НЧ-динамика, 8 Ом.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
  • серийный номер микрофона: 9291C
  • чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ, измеренные на оси ВЧ-динамика, при нулевом
положении всех регуляторов

Заявленная производителем неравномерность АЧХ составлят ±3 дБ в диапазоне 50 Гц – 25 кГц. Наши измерения подтверждают указанные параметры. Неравномерость в этом диапазоне немного выходит за ±3 дБ, однако намного важнее то, что график АЧХ представляет собой ровную линию.

В паспорте на мониторы приведен график АЧХ, измеренный производителем. Можно наблюдать существенное сходство формы наших графиков и данных производителя. Что касается неравномерности, то на графике производителя также есть небольшие нестыковки с паспортными параметрами. Поэтому не стоит воспринимать частотный диапазон буквально и делать его критерием выбора мониторов.

Мы провели измерения монитора в разных режимах работы фильтров для того, чтобы наглядно видеть изменения сигнала.


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора HIGH FREQ

Переключатель HIGH FREQ осуществляет изменение сигнала на частотах от 3 кГц и выше.


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора LOW FREQ

Переключатель LOW FREQ служит для подавления уровня в области 50 Гц - 100 Гц. Наши измерения подтверждают изменения в ±3 дБ заявленные производителем.

Звучание

Звучание мониторов Fostex PM841 следует охарактеризовать как неплохое. Открытий данная акустика не делает, но и о провале говорить не стоит.

По сравнению с двухполосными мониторами, от трехполосной акустики можно было бы ожидать яркую и насыщенную "середину" и проработанный бас. Но, к нашему сожалению, Fostex PM841 не обладает выдающейся детальностью или особенно качественным звуком на средних частотах. Можно сказать, что акцент в звучании смещен в низкочастотную область. Однако и в этом регистре нет каких-либо сверхестественных плюсов. Звучание довольно обычное для бюджетных мониторов.

Чтобы немного убрать избыток баса и выправить перекос в частотном балансе, мы уменьшили НЧ на максимальные -3 дБ. Это позволило исключить из общего характера преобладание НЧ, однако стал более заметен резонанс в области 200 Гц. Если програмным образом эквализовать и этот отрезок, звучание заметно облагородится.

Что касается высокочастотной области, то качество ВЧ-диапазона находится на уровне традиционных тканевых купольных пищалок массового производства, которые используются в бюджетных мониторах.

Следует понимать, что мониторы Fostex PM841 рассчитаны на уровни громкости выше среднего, так как в данном случае согласованность динамиков немного улучшается. Таким образом, Fostex PM841 лучше подойдут для использовать в среднем поле, разумеется, в акустически подготовленном контрольном помещении студии.

Выводы

Мы полностью согласны с производителем, позиционирующим рассматриваемые мониторы для студий и музыкантов с ограниченным бюджетом. Можно сказать, что Fostex PM841 представляют собой трехполосную систему начального уровня. Для профессионального использования мониторы безусловно подходят, но не стоит ждать от них откровения. Кроме того, PM841 являются первым опытом Fostex в построении трехполосной акустики. С нетерпением ждём прогресса в этом направлении и появления новых, ещё более интересных моделей мониторов.

 

Мониторы Fostex PM841 предоставлены на тестирование
компанией MS-MAX