Активные студийные мониторы ближнего поля Event Studio Precision 6

Тестируемые сегодня мониторы от известного американского производителя, компании Event, являются представителями старшей и самой совершенной на сегодня серии Studio Precision, продолжающей эволюцию 20/20bas, Project Studio и Tuned Reference. Инженеры компании, Фрэнк Келли и Уолтер Дик, задались целью сделать качественный скачок в мониторостроении, поэтому разработка Studio Precision началась с нуля и продолжалась 2,5 года. Более подробно об этапах большого пути и достижениях инженеров можно прочесть на страничке продукта на сайте производителя.


Необходимо понимать, что даже ценовая категория $1000-2000/пара, в которую попадают мониторы Studio Precision, является по меркам звукозаписывающих студий оборудованием весьма начального уровня. Поэтому вопрос абсолютной оценки качества любых мониторов данной категории снимается и переходит в другую область: «Пригодны ли мониторы для звукорежиссерской работы вообще, и какие профессиональные задачи позволяют решать в частности? Насколько удачным соотношением цена/качества данные мониторы обладают, и нет ли лучшего решения у производителей-конкурентов?»

Далее, когда мы слышим заявления о профессиональном назначении какого-то оборудования, всегда интересно знать — каков именно уровень качества обеспечивает модель, ведь различная работа со звуком выдвигает совершенно разные требования к качеству. Так и хочется сказать: продемонстрируйте нам, кто из известных артистов/исполнителей/композиторов пользуется данным изделием. Сотрудники Event вероятно понимают ситуацию, посему организовали специальную галерею пользователей мониторов Studio Precision.

Мнения:
— Обозреватель журнала MIX, Эрик Хокинс, протестировав Event ASP8 на знакомых фонограммах в ProTools, посчитал их комбинацией высоких и средних частот от Mackie HR824 и низких частот с общим ровным сбалансированным звучанием от JBL LSR28P, что выглядит весьма лестной оценкой.
— Роб Шрок из Electronic Musician
считает выбор мониторов делом очень субъективным, однако мониторы Event ASP8, по его мнению, попадают в список тех моделей, на которые можно положиться, если дело касается реальной звукорежиссерской работы и повседневно возникающих задач, таких как сведение.
— Пол Уайт из Sound on Sound справедливо замечает, что с повышением качества моделей Studio Preсision возросла и цена, поэтому старшие мониторы Event встречают плотную конкуренцию со стороны младших Mackie, Dynaudio и Genelec. За ту же цену Event интереснее более широким низкочастотным диапазоном, так что лучше подойдет для сведения миксов с насыщенными басовыми партиями.

Помимо сугубо профессионального применения, активные мониторы вполне подходят и для продвинутых пользователей персональных компьютеров, имеющих профессиональные звуковые карты для высококачественного воспроизведения звука, и которых не устраивает качество компьютерной акустики. Критичным здесь является ценовой фактор, учитывая существующую альтернативную возможность подключения бытовой акустики или полочных активных стереоколонок. Выбор в пользу того или иного решения может быть далеко не всегда очевиден.

Ещё одно применение активных мониторов — в качестве акустики домашнего кинотеатра. Этот вопрос был подробно рассмотрен в статье Профессиональная акустика в домашнем кинотеатре.

У нас на тестах находилась младшая модель, Studio Precision 6, обладающая меньшими габаритами корпуса и меньшим размером диффузора НЧ-динамика — 6.5″ против 8″ у старшей модели Studio Precision 8.

Технические характеристики Event Active Studio Precision 6

  • Тип акустики: активные студийные звуковые мониторы ближнего поля
  • Диапазон воспроизводимых частот: 40 Гц — 20 кГц, неравномерность ±3 дБ относительно амплитуды на частоте 500 Гц
  • Усилитель: схема байампинг, 200 Вт (НЧ/СЧ) + 80 Вт (ВЧ) в каждой колонке, тороидальный трансформатор в блоке питания
  • Высокочастотный динамик: диаметр 1″, неодимовый магнит, магнитное экранирование, охлаждающая ферромагнитная жидкость, купол из синтетического материала
  • Низкочастотный динамик: диаметр 6,5″, неодимовый магнит, диффузор из полипропилена, 1,5″ температуростойкая звуковая катушка, демпфирующий подвес из резины
  • Кроссовер: частота раздела полос 2,6 кГц, активные фильтры 4-го порядка
  • Корпус: MDF, толщина стенок 1.9 см
  • Входы: 1 вход XLR & 1/4″ TRS, допускается балансное и небалансное подключение
  • Тонкая подстройка НЧ: аналоговый регулятор ±3 дБ @ 100 Гц
  • Тонкая подстройка ВЧ: аналоговый регулятор ±3 дБ @ 2.6 кГц
  • Фильтр ВЧ: кнопка вкл/отк 80 Гц, фильтр второго порядка
  • Чувствительнось аналогового входа: плавно регулируемая, с возможностью уменьшения до -20 дБ
  • Входы: балансные XLR и 1/4″ джек
  • Индикаторы: светодиодный на передней панели, Питание включено/Перегрузка
  • Защита: радиопомехи, перегрузка усилителя по току, перегрев, переходные процессы при включении, фильтр инфразвука, внутренний предохранитель, магнитное экранирование
  • Габариты: 34,6×27,3×25,4 см
  • Вес: 11,3 кг

Как владельцы предыдущей топовой модели 20/20bas, отметим более приятный дизайн и расширенную функциональность Studio Precision: регуляторы подстройки фильтров и чувствительности имеют удобные ручки, отвертка для настройки больше не потребуется.

Чувствительность входа очень высока, так что стандартный +4 dBu уровень сигнала приходится подавать при минимальной установке чувствительности -20 дБ. Мониторы, естественно, не имеют регулировки громкости. Подразумевается, что интеграция в звуковую студию будет осуществляться через микшерный пульт.

Неудобным показалось отсутствие ножек или каких-либо подкладок под нижнюю панель мониторов. Вопросом виброразвязки с установочной поверхностью пользователю придется заниматься самостоятельно. Ещё лучше установить мониторы на засыпные стойки.

Объективное тестирование

Измерения АЧХ и искажений в тестовом пакете RMAA 5.4 проводились с использованием профессиональной звуковой карты ESI Juli@ (неравномерность АЧХ в loopback в полосе 20 Гц — 20 Гц составляет -0.06, +0.05 дБ) и измерительного микрофона Behringer ECM 8000.

Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).


График АЧХ монитора Event Studio Precision 6,
измеренный на оси ВЧ-динамика

Как видно из графика, неравномерность АЧХ совпадает с паспортными данными.

Паспортный рекордный диапазон воспроизводимых частот получен встроенной эквализацией. Эта стандартная возможность существует для подстройки АЧХ под конкретные условия эксплуатации.


Графики АЧХ монитора Event Studio Precision 6,
демонстрация встроенной компенсации АЧХ на НЧ и ВЧ

Для работы мониторов со студийными сабвуферами, например, с Event 20/20 250, имеется 80 Гц фильтр ВЧ.


Графики АЧХ монитора Event Studio Precision 6

Приведем АЧХ активных мониторов Event Studio Precision 6 по данным производителя, полученный с помощью комплекса MLSSA, в целом выглядит похоже:

Перейдем к измерениям, которыми производители нас не балуют. Речь об измерениях искажений. Мы измеряем КГИ в логарифмическом масштабе, так как восприятие человека линейно пропорционально логарифму. Для ориентира -20 дБ = 10%, -40 дБ = 1%, -60 дБ = 0,1%.


Спектрограммы гармонических искажений (2+3 гармоники)
монитора Event Studio Precision 6

Как видим, гармонические искажения Event SP6 лежат ниже уровня 0.5%, а на высоких частотах находятся в районе 0.1%. Для акустики такие показатели весьма высоки.

Анализ спектра на 1000 Гц показывает преобладание 3-й гармоники над всеми остальными.


Спектр сигнала, воспроизводимого монитором
Event Studio Precision 6
, при подаче синуса 1 кГц

Посмотрим отдельно на уровень третьей гармоники, согласно психоакустике намного более слышимой, чем вторая.


Спектрограммы гармонических искажений (3 гармоники)
монитора Event Studio Precision 6

Как видно, влияние прослеживается только в среднечастотной области, а значит, динамик имеет потенциал по еще большему снижению искажений, что на наш взгляд имеет большее значение, нежели идеально-ровная АЧХ.

В наших планах дальнейшее усовершенствование методики тестирования акустики, в частности в разработке тестирование импульсной характеристики, кумулятивного спектра и т. д. Все идеи и предложения принимаются по почте или в форуме проекта audio.rightmark.org.

Звучание

Многих волнует вопрос приятности прослушивания музыки на студийных мониторах. Существует много точек зрения. Не претендуя на истину в последней инстанции, изложим нашу точку зрения: студийные мониторы — это, прежде всего, инструмент музыканта/композитора/звукорежиссера для контроля и исправления огрехов звучания, с целью создания фонограммы, одинаково качественно звучащей на любой акустике. Для несведущих людей любые студийные мониторы являются неким идеализированным устройством для воспроизведения музыки. Однако от того, что на коробке с $300 активным колонками написано волшебное слово «мониторы», колонки вряд ли будут играть лучше. А если зайти на студию звукозаписи мирового уровня, там с равным успехом можно найти как недорогие мониторы ближнего поля 20-летней давности для одних целей, так и мониторы среднего и дальнего поля за десятки и сотни тысяч долларов, зачастую совсем не серийные модели. Качество, как и цена, таких мониторов различается на порядки. Весьма необдуманно экстраполировать качество топовых моделей в бюджетный сектор. Гораздо правильнее разбираться с каждой моделью отдельно.

С целью минимизации влияния промежуточных цепей при тестовом прослушивании мониторы подключались напрямую к профессиональной звуковой карте LynxStudio LynxTwo комплектным 1,5 метровым кабелем с балансными XLR-разъемами и профессиональным уровнем сигнала (+4 dBu).

Прослушивание проводилось в течение достаточного количества времени, чтобы получить исчерпывающее представление о качестве звучания.

Мы имели возможность сравнить звучание Event Studio Precision 6 с новыми KRK V8 Series 2 и старой легендарной моделью Event 20/20 bas.

Старые мониторы 20/20 bas с первого момента проиграли SP6 по детальности высоких и проработке средних частот. По сравнению с KRK V8 воспроизведение высоких частот находится на таком же превосходном уровне, средние частоты оказались детальнее у мониторов KRK. Правда, с V8 было бы логичнее сравнить старшую модель Event SP8.

Необходимо отметить, что на Studio Precision 6 отчетливо слышна разница между LynxTwo и картами из средней ценовой категории - EMU 1820, ESI Juli@. Это говорит о достаточно высоком классе мониторов.

Отвечая на поставленный в начале статьи первый вопрос: «Пригодны ли мониторы для звукорежиссерской работы вообще, и какие профессиональные задачи позволяют решать в частности?», — мы пришли к выводу, что на Studio Precision 6 можно успешно решить большинство задач, возникающих в home/project студиях. Мониторы не будут являться узким местом в музыкальном творчестве. Расширенный низкочастотный диапазон позволяет сводить фонограммы всех современных стилей музыки, но для кинотеатральной работы необходимо докупить сабвуфер.

Второй, более сложный вопрос, стоящий перед потенциальным покупателем: «Насколько удачным соотношением цена/качества данные мониторы обладают, и нет ли лучшего решения у производителей-конкурентов?» Можно сказать, что оправданность высокой цены мониторов для нас под вопросом. Если имеется желание получить высокое качество именно на мониторах, надо быть готовым к значительным тратам.

Пользователи, которые намереваются приобрести мониторы исключительно для качественного прослушивания музыки, вероятно, останутся довольны покупкой, но мы все же советуем найти возможность прослушать звучание колонок до покупки.





Акустика Event Studio Precision 6
любезно предоставлена на тестирование компанией «Мультимедиа Клуб»
10 июня 2005 г.
Максим Лядов, Григорий Лядов