Активные студийные мониторы ближнего поля ESI nEar 05 eXperience

Компания ESI, больше известная нашему читателю как производитель профессиональных звуковых карт, имеет также линейку активных студийных мониторов ближнего поля. Это пять моделей, среди которых имеется один активный сабвуфер.

Стоит пояснить, что название каждой модели характеризует размер диффузора, используемого СЧ-диамика. Таким образом, в мониторах nEar 04, nEar 05 classic, nEar 06 и SW-10K применяется динамик с диаметром диффузора 4, 5, 6 и 10 дюймов соответственно. Но не так давно линейка контрольной акустики пополнилась новой моделью nEar 05 eXperience.

Судя по названию новой модели, её появление не является желанием производителя сделать что-то совершенно новое, а представляет собой создание более качественного продукта с учетом всех недостатков и недочетов, допущенных при создании nEar 05 classic. Однако не исключено, что это сделано из маркетинговых соображений, так как внешне новая модель отдаленно напоминает мониторы nEar 05 classic.

По словам производителя, новая модель nEar 05 eXperience имеет топовое качество звучания, обладает ультраровной АЧХ, хорошей атакой в низкочастотной области и позиционируется как мониторы, идеально подходящие для контроля записи вокала. Но, к сожалению, сравнить качество звучания новой модели с nEar 05 classic нам не удастся, так как мы не имеем представления о звучании 05 classic.

Итак, давайте рассмотрим мониторы nEar 05 eXperience более детально.

Мониторы nEar 05 eXperience выполнены в ином, несколько старомодном дизайне. На наш взгляд, внешний вид мониторов nEar 04 и nEar 05 получился намного интересней. С другой стороны, изменяющийся дизайн в различных моделях — это тоже неплохо. Лишь бы это не сказывалось негативным образом на качестве звучания акустики.

Изменились и используемые в мониторах динамические головки. В новой модели диффузор среднечастотной головки изготовлен из кевлара. Его диаметр составляет 11,5 сантиметров. Гибкий подвес изготовлен из резины и тактильно жестковат.

В качестве пищалки производитель использует купольный (Soft Dome) твиттер. Диаметр купола составляет 22 миллиметра.

Габариты мониторов относительно небольшие и составляют 17×25×20 сантиметров. Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Порт ФИ выведен на заднюю панель. Это стоит учесть при размещении мониторов на своем рабочем месте.

На задней панели расположен выключатель питания, регулятор громкости и два линейных входа с разъемами XLR и TRS. Возможно как балансное, так и небалансное подключение.

Внутри корпуса никакого наполнителя нет, и усилительная часть расположена в одной камере с динамическими головками. Тем не менее, все закреплено достаточно крепко. Например, плата с элементами крепится с трех сторон и экранирована от трансформатора. Внутри корпуса также расположен и радиатор.

В качестве усилительных микросхем производитель использует две мономикросхемы TDA2052 от STMicroelectronics. Такие микросхемы в мониторной акустике мы встречаем впервые. Давайте взглянем на график зависимости искажений от мощности, взятый из спецификации на микросхему.

Микросхема имеет неплохие показатели мощности при низком уровне искажений. При напряжении питания ±18В TDA2052 развивает мощность до 25 Вт при 0,1% искажений. Для малых габаритов мониторов этого вполне достаточно.

Объективное тестирование

Измерения АЧХ и искажений в тестовом пакете RMAA 5.4 проводились с использованием профессиональной звуковой карты ESI Juli@ (неравномерность АЧХ в loopback в полосе 20 Гц — 20 Гц составляет -0.06, +0.05 дБ) и измерительного микрофона Behringer ECM 8000.

Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).


График АЧХ монитора nEar 05 eXperience,
измеренный на оси ВЧ-динамика

На измеренном графике АЧХ мы видим, что неравномерность монитора nEar 05 составляет ±5 дБ в диапазоне 70 Гц — 20 кГц. График представляет собой относительно ровную линию без резких пиков и провалов. Однако вряд ли можно сказать, что подобный график АЧХ является ультраровным.

В руководстве пользователя на мониторы производителем приведена АЧХ, измеренная в MLSSA. Наши измерения не совсем совпадают с измерениями производителя. Точнее форма графика несколько различна, тем не менее, неравномерность на графике MLSSA составляет ±4 дБ в диапазоне 80 Гц — 22 кГц.

Перейдем к измерениям гармонических искажений. Мы измеряем КГИ в логарифмическом масштабе, так как восприятие человека линейно пропорционально логарифму. Для ориентира -20 дБ = 10%, -40 дБ = 1%, -60 дБ = 0,1%.


Спектрограммы гармонических искажений (2+3 гармоники)
монитора
nEar 05 eXperience

На спектрограммах гармонических искажений (2+3 гармоники) в рабочем диапазоне уровень искажений не превышает -36 дБ.

Посмотрим отдельно на уровень третьей гармоники, согласно психоакустике намного более слышимой, чем вторая.


Спектрограммы гармонических искажений (3 гармоники)
монитора nEar 05 eXperience

Как видно, наибольшее влияние третьей гармоники прослеживается в среднечастотной области. Такие результаты можно считать хорошими.

Звучание

При субъективном тестировании акустика подключалась к профессиональной звуковой карте ESI Juli@. В качестве тестовых композиций использовались высококачественные треки в формате 24/96 и специальная подборка лучших записей на CD-DA. Прослушивание проводилось в течение достаточного количества времени, чтобы получить исчерпывающее представление о качестве звучания.

В целом звучание мониторов nEar 05 eXperience достаточно хорошее, однако открытий собой не приносит. На наш взгляд, положительных качеств в звучании мониторов больше, но есть характерные особенности, которые стоит отметить.

К сожалению, о высокоточном контроле над записью вокала на мониторах говорить не приходится, так как на высоких частотах недостаточно детальности и наблюдается небольшой провал в верхней области средних частот. Эти недостатки делают менее заметными различные дефекты записи и могут повлиять на искажение тембров при сведении. Однако, как мы знаем, не все располагают высококачественными устройствами и если речь идет о решении этих же задач, но с допустимым уровнем точности немного ниже, мониторы nEar 05 eXperience для этого вполне сгодятся.

Сравнивая звучание nEar 05 eXperience с ближайшими конкурентами Roland DS-5 и KRK Systems V4 Series2 сложно сказать какие мониторы лучше, однако отметим следующее. По насыщенности звучания низкими частотами KRK лидирует с явным преимуществом, однако проигрывает по качеству на средних и высоких частотах обоим оппонентам. Мониторы Roland DS-5 замечательно и лучше всего играют на высоких и средних частотах, между тем немного проигрывают по низким nEar 05 eXperience.

Таким образом, руководствоваться при выборе мониторов необходимо исходя из своих приоритетов или поставленных задач. На наш взгляд мониторы nEar 05 eXperience располагаются между Roland DS-5 и KRK V4 Series2.






Акустика ESI nEar 05 eXperience предоставлена
на тестирование тестирование компанией Мультимедиа Клуб
11 августа 2005 г.
Григорий Лядов