ESI Dr.DAC Prime — двухканальный USB звуковой интерфейс с ЦАП высшей категории

Многие издания обходят стороной важный вопрос цены и начинки устройств. Вместо этого они тщательно копируют из пресс-релиза целевые аудитории, списки технических характеристик, габариты до долей миллиметра, вес до грамма. Остается загадкой, зачем это делается и кого это волнует?

Мы принципиально говорим о цене устройств сразу. Делаем это прямо и без ложного пафоса. Так как идеал не достижим ни за какие деньги, получается, что сочетание цены и качества – это и есть самое главное в устройстве. Именно цена/качество сейчас – основное поле для конкуренции производителей, так как большие траты на раскрутку марки не окупаются, а создание мифов о чистокровных породистых устройствах в информационном обществе становится попросту невозможно. По той же причине нужно сразу говорить об электронной начинке, которая в первую очередь формирует звук. Ни один производитель массовой аппаратуры ещё не изобрел собственных ЦАП или ОУ, все изделия делаются так или иначе в Азии. Так что заявления о легендарном звуке такой-то европейской торговой марки следует оставить для доверчивых необразованных потребителей, если такие ещё остались.

Итак, сразу после анализа цены мы говорим об электронной начинке как объективном критерии деления аппаратуры на категории. Та же как начинка, например, ноутбука зачастую намного больше говорит об устройстве, чем марка производителя корпуса и упаковки. Принцип для отсева устройств, где явным образом сэкономили $1 на качестве в угоду снижения себестоимости на 1%. Снижение себестоимости важно, так что дело в балансе. Если такой подход к оценке звуковой аппаратуры противоречит вашему мировоззрению ("как можно слушать что-то, сделанное в богомерзком Китае?"), или вопрос использования вещей по назначению вас не интересует, больше волнует имидж ("меня лично оскорбляет всё, что стоит менее $10000") — нет проблем. Поищите для себя другой источник информации, более пафосный и конформистский. (Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления — мнению большинства, признанным авторитетам, сложившимся в обществе догмам.)

Звуковой интерфейс ESI Dr.DAC Prime продается достаточно давно и известен всем энтузиастам звука. Вопреки распространенному мнению, ESI Dr.DAC Prime не является преемником успешного USB звукового интерфейса Dr.DAC 2. Это творение не Audiotrack, а совсем другой команды разработчиков, выпускающих эти изделия на корейском рынке рынке под маркой JAVS. По официальной информации на корейском сайте этого производителя, USB ЦАП JAVS DAC-1 для европейского рынка получил название ESI Dr.DAC Prime.

По своей сути, ESI Dr.DAC Prime объединяет в себе очень удачный высококачественный ЦАП (на базе TI Burr Brown PCM1796 123 дБА С/Ш 0,0005% Кг) и мощный высококачественный наушниковый усилитель на TI TPA6120A2, плюс весьма удачные ОУ LME49860NA в DIP8 гнёздах с возможностью замены пользователем на любые другие. Подобное сочетание свойств всегда было редкостью в массовых звуковых устройствах по адекватной цене. Только с доступностью по цене связан успех всей серии Dr.DAC на нашем рынке. Дело в том, что звук Hi-End качества ассоциировался с очень большими затратами. И, наперекор всем традициям, корейцы предложили доступный Hi-End за $250 – Dr.DAC2 был выпущен исключительно для внутреннего рынка, где азиатские производители могут работать с минимальной нормой прибыли, без затрат на сертификацию и дистрибуцию в другие страны.

Массовый поток заказов данного устройства из Азии через интернет произошел вообще без участия производителя. В форуме iXBT стихийно образовалось большое сообщество по обмену опытом, собравшее несколько тысяч отзывов. Сейчас ситуация изменилась, и многие производители (включая тяжеловесов Creative и ASUS) разворачиваются лицом к потребителю, предлагая в массовых продуктах высокое качество по нормальным ценам, опять же нарушая все прежние традиции.

Можно констатировать, что бум корейских производителей прошел. Но устойчивый спрос на хорошую аппаратуру никуда не делся, поэтому звуковые интерфейсы ESI продается на нашем рынке с завидным успехом. И в большинстве случаев это не какое-то слепое доверие к марке, а результат критического сравнения с ближайшими конкурентами.

Интересно, что производитель изначально разделял профессиональные и бытовые звуковые устройства. Тем не менее, ожидаемо профессиональный интерфейс Dr.DAC Prime направлен, по словам ESI, на качественное прослушивание музыки в мобильных и домашних условиях. Подчеркнем, не для звукозаписи и не для студии. Возможно, производителя вдохновил успех своих знаменитых серий недорогих карт Waveterminal, MAYA и Juli@, которые стали по-настоящему "народными" благодаря высокому сочетанию цена/качество, простоте и надежности, и использовались для любых целей, от полупрофессионального применения до чисто бытового. И, надо сказать, справлялись с этим зачастую лучше более дорогих и нафаршированных под завязку устройств. Таким образом, независимо от брендирования, формальных делений рынка и прочих сомнительных маркетинговых инициатив, недорогая и качественная аппаратура является наиболее востребованной. Говоря попросту: производители, дайте нам хорошую вещь — и мы сами найдем ей достойное применение сами, без ваших подсказок.

Хорошая вещь у корейцев получилась, не очень получилось у наших продавцов с адекватной ценой. 15 тысяч рублей почему-то никак не ассоциируются с имиджем "классный звук ESI всего за $200". Можно ещё раз упрекнуть таможню, НДС 20%, жадность магазинов, которые не возят большие партии, а поэтому никак не заинтересованы в массовых продажах. Но купить ESI Dr.DAC Prime дешево через интернет из-за границы, увы, тоже не получится. На наш взгляд, даже небольшое $100 снижение цены пошло бы резко на пользу массовым продажам. Любителям сэкономить и вкусить в полной мере цену/качество корейских USB ЦАП придется по-прежнему хорошенько поискать по ebay/amazon Audiotrack Dr.DAC 2 за $300 или JAVS DAC за $350. С другой стороны, доступность ESI Dr.DAC Prime на нашем рынке здесь и сейчас, пусть даже за $500 — это безусловный прогресс по сравнению с их полным отсутствием в продаже. В качестве утешения можно сказать, что внешний вид ESI Dr.DAC Prime получился выигрышным, а для бытового устройства внешняя привлекательность и эстетика — немаловажный фактор.

В устройстве Dr.DAC Prime есть и средненький АЦП (AKM AK5386 110 дБА С/Ш), который сгодится для записи или мониторинга линейного сигнала. Но впечатление существенно подпорчено аналоговой перегрузкой входа. Впрочем, зачем нужен вход, производитель и сам толком не может объяснить. Видимо, раз уж контроллер USB интерфейса поддерживает вход, то поставить двухканальный АЦП и разъемы больших затрат не требует. На наш взгляд, экономия именно на АЦП, при отличном ЦАП, была неуместной, и ограничивает область применения устройства, а немного кривая реализация делает наличие входа бессмысленным. А вот что стало неожиданным сюрпризом, так это ASIO драйвера с задержкой 10 мс и фирменная технология ESI DirectWire. По USB поддерживаются форматы до 24 бит 96 кГц, а также есть аппаратный преобразователь частоты дискретизации всех входящих потоков до 192 кГц (TI SRC4382). Для автономного использования без компьютера есть S/PDIF, коаксиальный и оптический.

Корпус полностью алюминиевый, из цельнотянутого профиля. Передняя и задняя крышки также металлические, с резьбовым креплением на шестигранных болтах. Переключатели металлические. Светодиоды утоплены глубоко внутрь. Конструкция в целом очень крепкая и надежная, ударов и падений не боится, поэтому хорошо подойдет для мобильного применения. Снизу имеются резиновые ножки, чтобы устройство не скользило. Дизайн выполнен в фирменном стиле ESI Maxio 032 и смотрится очень выигрышно, намного лучше предшественика Dr.DAC2.

Очень интересно реализована идея с регулировкой громкости. Переключатель в FIX — на линейном выходе постоянный уровень. Переключатель в VAR — регулятор для наушников начинает регулировать оба выхода. Выход для наушников зависимый, на него выводится точно то же, что на линейный выход. То есть Dr.DAC Prime, при всей привлекательности и мобильности, диджеям не подойдет. Работа возможна только от внешнего комплектного БП, никакого фантомного питания по шине. Для диджейской работы устройство дважды не подходит, и выходы RCA не спасают. Отметим несколько странное расположение регулировки громкости рядом с выходом для наушников. Если воткнуть большой TRS разъем, регулировать не удобно. Для подключения лучше использовать миниджек, если у наушников есть такая опция. Гнездо миниджека расположено далеко от регулятора, и в этом случае проблем нет.

На фотографиях хорошо видные микросхемы TI Burr Brown PCM1796 и TI Burr Brown SRC4382. Цифровой USB контроллер TENOR TE7022L поддерживает USB2.0 и USB1.1. Усилитель для наушников — несменный, интегрированный TI TPA6120A2 — сигнал/шум 120 дБ, искажения 0.00014%. Развивает 80 мВт на нагрузке 600 Ом при ±12 В питании.

ОУ LME49860NA используются для реализации полного дифференциального выхода, как преобразователи ток-напряжение и в качесте ФНЧ. Изменения от замены ОУ заметны объективно — в RMAA меняется спектр гармоник. Сообщество пользователей Dr.DAC2 уже вывело несколько наиболее удачных комбинаций ОУ. Однако надо быть готовым, что самые совершенные модели ОУ стоят несколько тысяч рублей за 1 шт, что способно снизить энтузиазм и оставить штатные ОУ, они и так неплохие. Однако замена имеет право, и подобные эксперименты с комплектующими, безуслово, выглядят более здоровыми, чем аудиофильские игры с подбором эзотерических марок проводов для сигнала линейного уровня между ЦАП и усилителем мощности.

Линейный вход обслуживает "беспородный" ОУ 4580. Смысл его замены остается загадкой, просто игнорируем.

Хотя контроллер позволяет создавать устройства без драйверов, ESI прилагает собственные драйвера с фирменной контрольной панелью, из которой доступны полезные настройки буферизации. Контрольная панель очень простая, индикации уровней нет. Мониторинга нет. Кнопки MUTE отключают вход и выход. Регулировка буфера и частоты дискретизации доступна через меню. Фирменная технология ESI DirectWire позволяет в цифровом виде перенаправлять потоки из разных приложений. Это отличительная особенность карт ESI. В оригинале она служила для связи между разными API, чаще всего между GSIF и ASIO. Впоследствии DirectWire позволяла обходить DRM – защиту от копирования записей. Но эту лазейку в Microsoft быстро прикрыли сертификацией драйверов звуковых устройств и принудительным пересчетом в 16 бит/48 кГц на несертифицированных устройствах.

Устройство весьма неожиданно имеет ASIO драйвер!

Device: ASIO 2.0 — ESI DrDACprime

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 128
Output latency: 128
Min buffer size: 128
Max buffer size: 128
Preferred buffer size: 128
Granularity: 0
ASIOOutputReady — supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported

88200 Hz — not supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — not supported
192000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (ESI DrDACprime 1/2:L) — Int32LSB
channel: 1 (ESI DrDACprime 1/2:R) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (ESI DrDACprime 1/2:L) — Int32LSB
channel: 1 (ESI DrDACprime 1/2:R) — Int32LSB

По нашим измерениям в программе RMAA PRO, интерфейс имеет суммарную задержку с минимальным ASIO буфером по аналогу 10 мс (463 семпла). На выходе значение примерно вдвое ниже, что подойдет для профессионального использования. Этого достаточно для комфортной игры по MIDI на виртуальных инструментах. Если устройство подключается к ноутбуку и работа с MIDI-клавиатурой не планируется, то, чтобы избежать щелчков, лучше выбрать буфер с запасом, например, 50-100 мс.

Измерения выхода интерфейса дают 107 дБА сигнал/шум в режиме 24 бит 44 кГц. Это неплохой показатель, но ЦАП способен на большее. Искажения на максимальных амплитудах тоже не рекордно низкие, в лучшем случае 0,001%. Получается, что команда инженеров JAVS не смогла догнать Audiotrack, а значит Dr.DAC2 рано списывать со счетов. Измерения не обязательно означают, что в звуке отыщутся существенные отличия. Сигнал/шум и Кг абсолютно точно не имеют решающего значения, речь только о потенциале ЦАП. Поэтому не давайте заморочить себе голову измерениями. Главным судьей всегда является слуховая экспертиза. К этому же мнению пришли ведущие инженеры в лабораториях разработки звуковой аппаратуры: гонка за цифрами не должна быть самоцелью, это должен быть побочный эффект технического совершенства. Устройства высшей категории надо в первую очередь слушать!

Из высококачественных устройств для сравнения выбран интерфейс E-MU 1616M с конверторами CS4398. Использовались активные мониторы ADAM S2.5A и новые ADAM ARTist 5. Звуковые интерфейсы подключались к мониторам через пассивный коммутатор с точной подстройкой уровней сигнала резистивными аттенюаторами. В очередной раз мы зафиксировали разный характер звука конверторов CS и TI. Словами описать сложно, но мы попробуем. Устройство E-MU 1616M обладает более плотным звуком. USB ЦАП ESI дает ощущение чуть большей детальности в области ВЧ. В целом разница несущественная.

Для того, чтобы отдать какому-то из устройств явное предпочтение, необходим намного более качественный эталон и акустические системы другого уровня. Надо признать, что современные конверторы достигли такого высокого уровня, что существенный скачок в качестве получить уже практически невозможно. Остаются игры с нюансами звука, что позволяют сделать твики, такие как улучшение питания, выбор цифрового интерполирующего фильтра и замена аналоговой части, в первую очередь ОУ. И здесь ESI позволяет неопытному пользователю почувствовать себя в роли инженера-конструктора, который, в обход указаний маркетоидов, выбирает те комплектующие, которые ему нужны, не заморачиваясь рамками себестоимости.

Мы также попробовали функцию апсемплинга. К сожалению, отличия в звуке при его активации минимальные. Субьективно звук становится менее грубым, но приобретает небольшой синтетический призвук. Какой вариант ближек к эталону, сказать невозможно. На уровне ощущений "нравится-не нравится", получилось скорее "не нравится". Это очень тонкие материи, не идущие ни в какое сравнение, например, со сменой мониторов на те, что классом выше. Не стоит ждать чудес. Однако это возможность гарантированно повлиять на звук, что востребовано многими энтузиастами. Собственно, продукт выпущен как раз для них.

Выводы

ESI Dr.DAC Prime — очень интересный продукт, главное преимущество которого — доступность на нашем рынке. Более того, это больше чем аудиофильский ЦАП — в арсенале ESI прекрасные стабильные драйвера с низкой задержкой. Несколько омрачает впечатление бессмысленный линейный вход и нетипичная для марки ESI высокая цена устройства на нашем рынке.

7 ноября 2012 г.
Максим Лядов