Мультимедийная звуковая карта Audiotrak Prodigy192

За последние годы мультимедийные звуковые карты значительно эволюционировали. После десяти лет, в течение которых выпускались только поделки на шине ISA с дешевыми преобразователями, максимумом которых был режим 16 бит 44 кГц, индустрия массового компьютерного звука принялась наверстывать упущенное. Все началось с перехода на шину PCI. Знаменитый SB Live! позволил использовать два стереоканала, обеспечивая трехмерное позиционирование в играх и фильмах. Постепенно все новые мультимедийные звуковые платы перешли на 5.1-режим. Теперь вместо лозунгов «CD Quality» на коробках пишут «Dolby Digital». С появлением M-Audio Audiophile и Creative Audigy в массы пошел формат 24 бит 96 кГц. Все дорогие мультимедийные платы с переменным успехом предоставляют возможность воспроизведения в этом режиме. Казалось бы, сейчас «прикручивать» больше нечего, кроме улучшения поддержки 24/96 и дальнейшего удешевления плат.

Но не тут-то было. Компания Audiotrak, дочернее подразделение ESI, известная нам по весьма удачной линейке полупрофессиональных звуковых карт серии Maya (см. обзор Audiotrak Maya44), выпустила новую мультимедийную разработку, ориентированную на домашне-кинотеатральное применение. Придумали даже новый термин DTHT — Digital Technology Home Theatre. Имя новой плате — Prodigy192. Как ясно из названия, карта поддерживает частоту дискретизации в 192 кГц — это максимальный режим для DVD-Audio дисков.

До этого топ-моделями в мультимедийной линейке звуковых карт Audiotrak являлись Maya7.1 и Maya7.1GOLD. Особенностью этих моделей является поддержка звука в формате 7.1: к стандартным фронтальным каналам добавляется еще два, которые предназначены для установки между тыловыми и фронтальными. Применений такой системе в компьютерном звуке пока нет. Впрочем, это неплохой задел на будущее. Существенным минусом плат Maya7.1/7.1 Gold является отсутствие поддержки режимов выше 16 бит 48 кГц. Поэтому Prodigy192 призвана восполнить этот пробел, предоставляя поддержку всех режимов вплоть до 24 бит 192 кГц — правда, уже со стандартным 5.1-звуком.

Рассмотрим карту подробнее.

Комплектация

В большой, стильно оформленной коробке были обнаружены:

  • PCI-карта Audiotrak Prodigy192;
  • 48-страничное руководство на английском языке;
  • компакт-диск с драйверами для устройств от Ego Systems и Audiotrak;
  • компакт-диск с программой Cyberlink PowerDVD 3.0;
  • кабель для подключения CD-ROM по «цифре»;
  • буклет с описанием продуктов Audiotrak.

Коннекторы выполнены в виде металлизированных пластмассовых разъёмов с расцветкой по стандарту PC99: три стереовыхода для реализации 5.1-звука, один линейный и один микрофонный вход. Присутствует также цифровые оптический и коаксиальный выходы. Внутренних разъемов два: S/PDIF-вход для подключения привода CD-ROM по цифре и широкая колодка для подключения дочки с MIDI-разъемами и цифровыми входами/выходами.

Плата собрана на весьма качественных элементах, аналогичных тем, из которых собирают профессиональное оборудование. Под наклейкой с логотипом Audiotrak скрывается чип VIA/ICEnsemble Envy24HT — новая версия знаменитого чипа, на котором построены многие звуковые платы — M-Audio Audiophile, Terratec DMX 6Fire и другие. Новая версия чипа позволяет использовать частоту дискретизации вплоть до 192кГц. Кстати, Prodigy192 — первая плата на этом чипе, побывавшая в нашей тестовой лаборатории, и то, что она позиционируется исключительно на рынок мультимедиа, не может не удивлять.

Далее, примененным в Prodigy192 кодеком является Sigmatel ST9460. Это новый 6-канальный кодек, позволяющий выводить звук 24/192 и оцифровывать в режиме 24/96.

  • SD-преобразователи;
  • 2/6-каналов с независимыми регуляторами громкости;
  • 24-битные full duplex стерео ЦАПы с поддержкой 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кГц;
  • 24-битный full duplex стерео АЦП с поддержкой 32, 44.1, 48, 88.2, 96;
  • интерфейсы: I2C и I2S;
  • ЦАП и АЦП с показателем сигнал/шум >100 дБ.

Использование кодеков этой фирмы говорит о непрофессиональном предназначении карты. Среди продуктов компании этот кодек является топовым и предназначен для использования в бытовой аудиоаппаратуре.

Драйверы

Audiotrak Prodigy192 использует ту же модель драйверов, что и все устройства Ego-Sys — E-WDM. Один и тот же комплект подходит для использования в ОС Windows 98SE, ME, 2000 и XP. Драйверы занимают всего около 200 кбайт — бальзам для тех, к то привык скачивать десятимегабайтные обновления для Audigy. При тестировании была использована взятая с сайта Audiotrak версия 3.85. Драйверы включают в себя, кроме стандартных MME, еще и ASIO 2.0 и GSIF-драйверы, а также поддерживают фирменную для всех изделий ESI технологию DirectWire.

Установка и под Windows98SE, и под Windows XP прошла одинаково и безболезненно: были обнаружены и установлены 5 виртуальных устройств, плюс MIDI-интерфейс Prodigy192.

В системном трее обосновалась иконка, вызывающая панель следующего вида (схожего для всех устройств от ESI/Audiotrak 2002 года):

Вот она — заветная цифра «192». Итак, панель позволяет выбирать опорную частоту работы кодека и с шагом в 1,5 дБ настраивать уровень громкости выходов и виртуальных каналов. Уровень записи на аналоговом входе не регулируется, зато регулируется уровень входа микрофонного, в необозначенных, правда, пределах. При условии подключения внешней платы с цифровыми входами/выходами становятся возможными настройки цифровых каналов.

Приятно наличие стандартной для профессиональных карт ESI/Audiotrak функции DirectWire — она уже была описана в статье про Audiotrak Maya44. Вкратце, DirectWire позволяет соединять любой виртуальный выход с любым же виртуальным входом до отправки сигнала на кодек - таким образом получая передачу сигнала бит-в-бит из одного приложения в другое. На приведенной картинке иллюстрируется возможная схема записи сигнала из GigaStudio, ASIO-приложения и обычной программы вроде WinAmp в многодорожечный секвенсор типа Cakewalk Sonar. DirectWire также позволяет, скажем, записывать без потерь WMA-файлы — как известно, эти файлы нельзя переводить в другие форматы обычным способом. Под Multi-MME-устройствами подразумеваются программы вроде Sonar или PowerDVD, получающие доступ к нескольким входам/выходам через одно «общее» виртуальное устройство.

В процессе работы с приложениями была выяснена крайне досадная деталь — ни в Windows'98SE, ни в XP режим 192 кГц стандартными приложениями НЕ поддерживается. Все программы выдают ошибку при открытии MME-устройства.

Это ошибка драйверов карты, так как другие платы, поддерживающие 192кГц (скажем, Lynx Two) исправно работают в этом режиме в обеих ОС. Весьма досадно, что релизная версия Prodigy192 не работает в своем фирменном режиме — разработчики обещают исправить этот досадный глюк в следующей версии драйверов. Впрочем, режим 192 кГц работает в приложениях, использующих ASIO — Wavelab 4, Nuendo.

Надо отметить, что одновременно с использованием GigaStudio можно использовать также ASIO- и MME-приложения, чего не позволяют делать некоторые карты.

Звучание

Вот мы добрались и до самого интересного. Кодеки Sigmatel никогда не славились высоким качеством и устанавливались в звуковые карты из категории ширпотреба, начиная с MX300 и YMF724, и заканчивая Live!5.1. Смогла ли Sigmatel в новом кодеке поднять планку качества?

Мы сравнивали звучание Prodigy192 с ближайшими конкурентами: Creative Audigy, Terratec DMX 6Fire 2496 и младшим братом Audiotrak Maya44. Платы подключались к микшеру Behringer Eurorack MX602, сигнал с которого выводился на профессиональные мониторы Event 20/20bas и наушники Sennheiser HD600.

Результат нас не очень обрадовал. Prodigy192 звучала как типичный продукт на Sigmatel: ощущались небольшая зажатость звучания, резкие с металлическим привкусом высокие частоты и отсутствие мелких деталей. Установленный в соседнем слоте Audigy выдал примерно то же самое. Terratec DMX 6Fire однозначно лидировал чистотой и насыщенностью звучания; Audiotrak Maya44 также звучала неплохо, если не считать смазанные высокие частоты. В общем, Prodigy192 не прыгнул выше головы — несмотря на поддержку профессиональных интерфейсов, карта осталась чисто мультимедийной.

Провести прямой тест аналогового тракта «вход — выход» на Prodigy192 не удалось: разница в громкости выходного и входного сигналов оказалась слишком высокой. Поэтому качество аналогового выхода платы было протестировано с помощью линейного входа профессиональной карты Lynx Two.

В тестовом экземпляре карты, который представлял собой препродажный семпл, был глюк со спадом АЧХ в области высоких частот, достигающим на 15 кГц -0,8 дБ. Благодаря программе RMAA, R&D-отдел фирмы Audiotrak нашли ошибку в схеме и выслали нам результаты АЧХ, полученные с серийного образца карты.

Testing chain: Audiotrak ProDigy 192 line-out - Lynx Two line-in
Sampling mode: 16-bit, 44 kHz

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.01, -0.29Very good
Noise level, dB (A): -94.9Very good
Dynamic range, dB (A): 92.4Very good
THD, %: 0.0027Excellent
IMD, %: 0.010Very good
Stereo crosstalk, dB: -88.3Excellent

General performance: Very good


Testing chain: Audiotrak ProDigy 192 line-out - Lynx Two line-in
Sampling mode: 16-bit, 48 kHz

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.27Very good
Noise level, dB (A): -94.9Very good
Dynamic range, dB (A): 92.6Very good
THD, %: 0.0028Excellent
IMD, %: 0.0095Very good
Stereo crosstalk, dB: -88.0Excellent

General performance: Very good

Параметры для мультимедийной карты довольно неплохие: отличные цифры по искажениям и динамическому диапазону.

Testing chain: Audiotrak ProDigy 192 line-out - Lynx Two line-in
Sampling mode: 24-bit, 96 kHz

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.27Very good
Noise level, dB (A): -97.8Excellent
Dynamic range, dB (A): 96.0Excellent
THD, %: 0.0026Excellent
IMD, %: 0.0068Very good
Stereo crosstalk, dB: -85.9Excellent

General performance: Excellent

В режиме 24/96 карта показала отличные результаты.

Testing chain: Audiotrak ProDigy 192 line-out - Lynx Two line-in
Sampling mode: 32-bit, 192 kHz

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.27Very good
Noise level, dB (A): -95.3Excellent
Dynamic range, dB (A): 94.1Very good
THD, %: 0.0026Excellent
IMD, %: 0.0070Very good
Stereo crosstalk, dB: -80.5Very good

General performance: Very good

Результаты в 32/192 получились чуть хуже, чем в 24/96. Сигма-дельта в исполнении Sigmatel, что же вы хотели? Это не мультибитники AKM или Crystal. Как в тех же самых условиях ведут себя Creative Audigy и Terratec 6fire читайте в статье TerraTec 6fire DMX vs. Creative Audigy Platinum eX.

Качество линейного входа оценивалось субъективно: к карте был подсоединен внешний синтезатор Novation A-Station. Звук, оцифрованный картой, был весьма мощный и чистый — за счет резких верхов звучание электронного звука с A-Station было весьма качественным. В целом, линейный вход Prodigy192 пригоден для весьма неплохой оцифровки с внешних источников.

Звучание микрофонного входа проверялось с помощью динамического микрофона Behringer UltraVoice XM2000S. Звук не зажатый, а довольно живой и детальный. В то же время он сильно проигрывает по шумам входу от SB Live!, который, при всей компрессированности звучания шумел значительно меньше: -75dB против -65dB у Prodigy192.

Prodigy192 в GigaStudio

GigaStudio без проблем определила плату и открыла для использования все четыре стереовыхода. При довольно низкой задержке (128 samples, или 3мс) и большом количестве синтезируемых каналов загрузка процессора не превышала 40%.

Prodigy192 в Sonar XL 2.0 и Cubase SX

Программа Cakewalk Sonar XL 2.0 без проблем определила плату и выставила задержку для режима 16/44 в 2,6 мс — великолепный результат. В режиме 24/96 плата позволила использовать задержку всего в 1,3 мс! Мониторинг входных сигналов работал без видимых задержек. На звучание микрофона было наложено несколько эффектов — все работали великолепно. Все регуляторы вызывали мгновенное изменение эффекта — впечатление, как от работы с аппаратным эффектом, а не с программой. В общем, великолепный результат.

Работа платы в Cubase SX и Nuendo под WinXP также не вызвала никаких нареканий. К тому же в Nuendo был доступен и работал режим 24 бит 192 кГц.

Драйверы платы, за исключением досадной ошибки неработающего в Windows-приложениях режима 192 кГц, практически безупречны.

Prodigy192 и DVD

Так как карта не предназначена для игр, а позиционируется пока что исключительно для просмотра фильмов, перейдём к тестированию в озвучивании DVD.

Программа PowerDVD 3.0, поставляемая вместе с Prodigy192, быстро распознала плату и заняла все шесть каналов платы под полноценный звук 5.1. DVD в исполнении Prodigy192 за счет резких высоких частот и неплохого динамического диапазона звучали довольно ярко. Для просмотра DVD карта подойдет прекрасно.

Выводы

Инженеры Audiotrak сделали в целом отличный продукт, допустив при разработке всего одну ошибку: выбрали не тот кодек. Sigmatel ST9460 превратил плату с профессиональными возможностями за $190 (именно столько она стоила в Москве на момент написания статьи) в мультимедийную. Если бы на плате стояли нормальные преобразователи, она вполне могла бы носить звание профессиональной — так как все для ее использования в приложениях записи и обработки звука у карты есть. Это и чрезвычайно низкие задержки, небольшая загрузка процессора и одинаково стабильная работа одного комплекта драйверов во всех версиях ОС Windows.

Еще одна явная несуразность — невозможность работы в не-ASIO приложениях в «фирменном» режимом 24 бит, 192 кГц, ради которого на Prodigy192 был установлен новейший контроллер от IC Ensemble. И даже когда появятся исправленные драйверы, снимающие досадное ограничение на использование 192 кГц, покупать плату только ради этого режима смысла нет, ибо диски DVD-Audio, которые записываются как раз с этой частотой дискретизации, пока не воспроизводятся ни одним программным DVD-плеером — и слушать их будет просто не на чем.

Плюсы

  • ура! появилась первая мультимедийная звуковая карта с поддержкой 192 кГц;
  • весьма хорошее звучание, достаточное для просмотра DVD-фильмов на PC;
  • отличные стабильные драйверы, поддержка E-WDM, ASIO 2.0 и GSIF;
  • чрезвычайно низкие задержки в Sonar и Cubase;
  • поддержка режима 24/192.

Минусы

  • безумно высокая цена ($190);
  • мультимедийное качество преобразователей;
  • звучание, увы, не пригодное для профессионального использования;
  • глюк в драйверах не позволяет использовать режим 192кГц в MME-приложениях.
30 августа 2002 г.
Денис Зельцер