Активные студийные мониторы
ADAM A5

ADAM A5 — долгожданные мониторы от именитого производителя по доступной цене. Новинка была объявлена весной 2008 года, а спустя полгода повсеместно поступила в продажу.

Мониторы марки ADAM стоят недешево — в среднем несколько тысяч долларов за один монитор (например, в нашей проектной студии для звукозаписи и видео постпродакшн используются ADAM S2.5A стоимостью $5000/пара). Существовавшая младшая модель S1A ($2000/пара) была предназначена для многоканальных конфигураций, в рассчете на достаточно недешевый сабвуфер в комплекте.


Мониторы ADAM A5 и ADAM S2.5A, сравнительное фото

По причине дороговизны раньше о применении продуктов ADAM для домашних и проектных студий речи не шло. Конечно, выпускалась экспериментальные ARTist, но по цене это все равно было дорого, а из интересных фирменных решений в модели был лишь твитер ART.

Востребован ли качественный мониторинг в доступной ценовой катогории? Несмотря на банальный вопрос, ответ неоднозначен. С одной стороны, узким местом в студии с ограниченным бюджетом может стать какое-нибудь из звеньев тракта, например «профессиональный» в кавычках микрофон Shure PG или «полупрофессиональная» бюджетная звуковая USB карта. На деле такая продукция не подходит никому, зато дешевая. Но, с другой стороны, если немного поднять ценовую планку, эти ограничения исчезают. Так, современная персональная студия если и уступит чем-то коммерческим студиям, так это по числу каналов и количеству устройств с аппаратной обработкой. С качеством интерфейсов ввода/вывода при этом будет всё в порядке. Поэтому многим хотелось бы иметь адекватные высококачественные мониторы, пусть даже заплатив за них в 1,5-2 раза больше, чем обычно.

К сожалению, ситуация такова, что адекватный мониторинг найти не так-то просто. Причин несколько, и все они практически непреодолимые. Приведем лишь несколько:

  1. При небольшой серийности производства компании несут практически одинаковые издержки при производстве как дорогих моделей, так и дешевых, а прибыль на последних в несколько раз ниже.
  2. Внутри линейки невыгодно иметь хорошо звучащими модели разной цены.
  3. Производители качественных решений для проф студий не очень хотят идти в бюджетный сектор, чтобы не подмочить свою репутацию.
  4. Производители доступных по цене мониторов за редким исплючением не являются технологическими лидерами в этой области и занимаются выпуском акустики постольку--поскольку.
  5. И так далее.

В результате рынок переполнен активной акустикой, которой с настоящими, применяемыми в реальных студиях мониторами роднит лишь присутствие всех атрибутов таких колонок: профессиональные XLR/TRS разъемы, кондовый внешний вид и немалая цена.

В 2006-2007 году появилась первая доступная модель ADAM профессиональной линейки — активные мониторы A7, обзор которых мы публиковали. Сообщество музыкантов с энтузиазмом встретило этот продукт. Отзывы владельцев также были весьма теплыми — соотношение цена/качество по прежнему остается одним из самых впечатляющих. В специализированной прессе мониторы A7 взяли все мыслимые призы, включая нашу награду iXBT Original Design Award.

Выпуском мониторов A5, которые продолжают начинание A7, компания ещё более укрепляет свое присутствие на массовом рынке. Во-первых, преодолена психологическая планка в $1000, что ранее не позволяло отнести мониторы к доступным. Во-вторых, производитель выпустил варианты в глянцевой отделке и спозиционировал в качестве компьютерной и Hi-Fi акустики топ-класса. К нам на тесты поступила модель в обычном оформлении, так что приведем несколько иллюстраций производителя.

         


Возникает опасение — не окажутся ли мониторы A5 бутафорией? А вдруг под лакированным дизайном нет ничего общего с фирменным звуком дорогих моделей ADAM? Со времени анонса и до появления в продаже этот вопрос активно обсуждался на специализированных форумах.

Поспешим ответить на этот вопрос и расставить все точки над i. Как это часто бывает, для потенциальных покупателей есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая новость — производитель не подвел, это действительно мониторы ADAM. Что до позиционирования в качестве Hi-Fi и прочего — A5 с тем же успехом может претендовать на роль компьютерных колонок, как и любые другие мониторы ADAM — эта задача по силам любой из моделей, если не смущает цена и внушительные габариты.

Плохая новость — цена оказалась не такая низкая, как хотелось бы. Если в момент анонса мониторов весной 2008 называлась цена $700 за пару, то к моменту поступления мониторов в продажу она выросла до $800 за модель с обычным покрытием корпуса и $900 за глянцевый черный/белый.

Особенность российского рынка — неизбежная наценка за растаможку и весьма скромные объемы продаж специализированной аппаратуры (в сравнении с бытовой техникой). Зачастую у продавцов нет другого выхода, кроме как увеличивать цену. В результате, реальная цена в магазинах России и СНГ оказывается выше рекомендуемой производителем розничной цены для рынка США. Таким образом, в России не стоит ожидать цены менее $1000/пара за обычные A5. С учетом тенденции укрепления доллара, цена в рублях уже не кажется такой доступной.

А теперь более подробно познакомимся с тестируемым устройством. Мониторы допускают вертикальную и горизонтальную установку. По этой причине ножек для виброразвязки с поверхностью не предусмотрено. При установке производитель требует нахождения твитера точно на уровне ушей слушателя. Для этого опционально предлагаются подставки, они видны на иллюстрациях выше. Мониторы также имеют резьбовые отверстия для крепления к стойке или к стене.

Паспортные технические характеристики ADAM A5:

  • ВЧ-излучатель: ART (4:1, 710 кв.мм);
  • НЧ-динамик: 147 мм ( 5,5″);
  • Материал НЧ-динамика: Rohacell/углеродное волокно;
  • Встроенный усилитель: 2×25 Вт RMS;
  • Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 55 Гц — 35 кГц;
  • Коэффициент гармоник (>80 Гц): ≤ 1,5%;
  • Частота кроссовера: 2200 Гц;
  • Магнитное экранирование: есть;
  • Вес: 5 кг;
  • Высота × Ширина × Глубина: 285×172×200 мм;
  • Гарантия: 5 лет.

О технологии ART (от англ. «технология ускоренной ленты») мы уже рассказывали. Принцип действия «излучателя Хейла» по прежнему электродинамический — электромагнит перемещается в постоянном магнитном поле. Только вместо катушки в магнитном поле, применяют мембрану, выполненную в виде гофрированной ленты. На её поверхность змейкой нанесен проводящий слой. При подачи положительного напряжения гармошка резко сжимается, при смене полярности — разжимается.

По сравнению с традиционными конструкциями у излучателей Хейла повышенная чувствительность (типично 91-93 дБ), лучше равномерность частотной характеристики, меньше гармонические и переходные искажения, лучше импульсная характеристика. Производитель приводит площадь эквивалентного купольного твитера (equivalent diaphragm), который бы потребовался для совершения той же работы — 710 кв.мм, это около 27 мм в диаметре, и коэффициент отношения площади поверхности излучателя к площадь его проекции (velocity transfer ratio) 4:1. Недостатки таких излучателей — невозможно получить средне и низкочастотный регистр, а также большая сложность изготовления, а следовательно дороговизна.

Вуфер традиционно для всех моделей ADAM сделан из комбинированного трехслойного бутерброда (Hexacone) — шестигранные пустотелые соты Rohacell внутри и углеродное волокно снаружи. Такой диффузор превосходит кевлар по соотношению веса к жесткости. Частотная полоса обычно простирается выше 10 кГц с резонансом в районе 5-7 кГц, поэтому необходим активный кроссовер высокого порядка с частотой среза в районе 1-2 кГц.

Производитель указывает размер вуфера 14,7 см, в дюймах — 5,5″. Измеренный диаметр внешних границ повеса диффузора составил 11 см. Таким образом эффективный диаметр в дюймах составляет около 4,3″. Для сравнения, в ADAM A7 динамик по подвесу — 13,5 см или 5,3″, при заявленных 6,5″. Никакого обмана здесь нет. Традиционно размеры динамиков в дюймах копируются из спецификаций производителей самих динамических головок, которые указывают их по габаритным размерам. Надо просто иметь в виду, что часть динамика, формирующая звук, обычно заканчивается дюймом ранее.


Задняя панель монитора ADAM A5

Как и в случае с A7, в мониторах A5 имеются балансный XLR и небалансный RCA вход. Нововведением является присуствие технологии StereoLink. Зачем это нужно? В профессиональной сфере раздельная подача сигнала каждого канала на свой монитор является нормой. В то же время бытовой аппаратуре подключение зачастую осуществляется межблочным стереокабелем. Технология StereoLink как раз и позволяет подключить межблочник со стерео RCA в один монитор, при этом соединив мониторы идущим в комплект кабелем. Таким образом достигается не только удобство коммутации, но и возможность регулировки громкости единым регулятором только с одного монитора.

Посмотрим на график АЧХ тестируемых мониторов, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса.

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO.

Все измерения проводятся в одинаковых условиях. Акустически заглушенная комната (стены, потолок: 15 мм минеральная плитка + 50 мм звукоизоляция Izover KT 40-50, деревянный каркас с резиновой виброразвязкой от стен). Без стоячих волн на тестовых сигналах, с минимальным равномерным реверберационным полем.

Измерительный микрофон Earthworks M50. Паспортные данные:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/-3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ монитора ADAM A5 на оси ВЧ-динамика и под углом 30 градусов

Судя по нашим измерениям, при нулевом положении подстроечных регуляторов, неравномерность АЧХ мониторов ADAM A5 в диапазоне 70 Гц — 32 кГц составляет ±3 дБ. Подняв на 6 дБ область 55-70 Гц расположением мониторов вблизи сопряжения стены и стола и регулировками на задней панели можно вполне достичь паспортных параметров 55 Гц по уровню -3 дБ. Но сами мониторы при таких небольших габаритах и диаметре диффузора на полноценный низкочастотный диапазон не претендуют.


Спектр искажений монитора ADAM A5 в контрольных точках

Уровень искажений весьма неплох во всем диапазоне частот. На графике можно видеть спектр в нескольких контрольных точках.


Голубой цвет — импульсная характеристика монитора ADAM A5
(ось X — время,с; ось Y — амплитуда, дБ)
Бело-коричнево-синий цвет — спектральная развертка по времени,
сонограмма
(ось X — время, с; ось Y — частота, Гц; шкала амплитуды — цветовая, дБ
)

От читателей можно было слышать критику за то, что в RMAA не измеряется импульсная характеристика. Хотя в ранних альфа-версиях программы RMAA был такой тест, публично он появился в версии 6.2.0. В ней был добавлен отдельный тест фазовой/импульсной характеристик, построенных специальным способом, для получения хорошего разрешения с минимальным вкладом шумов.

Что же дает тест импульсной характеристики? По мысли некоторых, по импульсной характеристике акустической системы «сразу всё видно». Но на вопрос, что же именно видно, обычно затрудняются сказать что-либо конкретное, либо в ответе следуют попытки по импульсу на глаз оценить амлитудно-частотные или фазовые характеристики. И это не удивительно, ведь АЧХ и ФЧХ — это просто две составляющие преобразованной по Фурье импульсной характеристики. Безусловно, данные частотные характеристки разумнее смотреть на соответствующих графиках, а не использовать импульсный отклик как стеклянный шар предсказателя.

Для акустической системы важна фазовая линейность — то есть максимально достижимое постоянство временной задержки всех частот спектра. Фазовый сдвиг в градусах не всегда удобен тем, что для фазолинейной системы при ненулевом сдвиге ФЧХ нелинейна — для каждой частоты сдвиг на одно и то же значение в секундах означает разное значение в градусах. В этом случае для определения линейности смотрят на производную фазы, то есть ГВЗ. Если задержка постоянна — система фазолинейна.

Если продифференцировать ФЧХ по частоте или просто построить спектрограмму импульсной характеристики с большим разрешением, то получим задержку в секундах по частоте. Чем ближе этот график к прямой линии, тем лучше. В тесте монитора ADAM A5 мы видим практически идеальную прямую в ВЧ-области, довольно хорошие показатели в СЧ-области и плавный фазовый сдвиг в НЧ. Это всецело согласуется с впечатлениями от прослушивания. К высокочастотному и среднечастотному диапазону не возникает никаких претензии в плане стереопанорамы и слитности звучания. Низкие частоты для данного формфактора традиционно более уязвимы для критики. Бас менее собран, чем на мониторах с 8″ вуферами, а для 5″ мониторов ниже 100 Гц фазу, безусловно, портит ФИ. Но, как это ни банально звучит, всё познается в сравении. Если посмотреть ГВЗ, например, для одних из недавно протестированных более дорогих мониторов, можно отметить безусловное превосходство ADAM A5. В конкурирующем продукте виден серьезный сдвиг в месте стыковки диапазонов двух динамиков и большая нелинейность в середине и на НЧ. У монитора ADAM таких проблем не наблюдается.

Для расширения частотного диапазона до 30 Гц производитель рекомендует к этим мониторам весьма интересный активный сабвуфер ADAM Sub7 (MSRP $550/650) с беспроводным пультом ДУ. Сигнал на мониторы в этом случае можно отфильтровать на самом сабвуфере, оставив мониторам только тот регистр, с которым они справляются оптимальным образом.

На последок подробнее о звучании ADAM A5. Оно близко к старшим моделям ADAM на излучателях Хейла и динамиках с диффузорами Hexacon. Высокие частоты чистые, прозрачные, с очень демократичной направленностью — без слышимых искажений тембра от небольшого смещения с оси твитера. Средние открытые, с прекрасно прослушиваемой панорамой, нет намека на зажатость или плоскость звучания. Низкочастотные ноты контрабаса прослушиваются во всём регистре. В целом, звук хорошо сбалансирован по тембру и комфортен. Отсутствует привнесение какого-либо своего оттенка или какого-то почерка, как это случается с излучателями нестандартной конструкции. Здесь слышны не сами мониторы, а именно то, что они играют. При этом высокая детальность позволяет хорошо контролировать изменяемые параметры эффектов и обработок при сведении или реставрации фонограммы. При прослушивании не возникало желания списать какие-то огрехи на цену, как это часто случается при тестировании бюджетных моделей. Никаких ляпов не было выявлено. Хотя были опасения, что 50 Вт rms долговременной мощности на каждый монитор может не хватить, недостатка громкости не ощущалось. По всей видимости в этом заслуга высокой чувствительности динамиков.

Выводы

Тестирование мониторов ADAM A5 развеяли все наши опасения. Производитель не уронил планку качества. Скорее наоборот, доказал на примере, что даже в такой компромиссной ценовой категории (менее $1000/пара) можно произвести прекрасные мониторы.

Повторимся, ADAM A5 —; это в первую очередь профессиональные студийные мониторы. Позиционирование их как акустики для Apple iPod и SONY Playstation 3 — это скорее дань моде и попытка обратить на себя внимание более широкой аудитории. В то же время, у состоятельных граждан есть возможность приобрести высококлассные колонки широкого назначения —; для музыкального творчества, отдыха и развлечений. В отличие от прочих мониторов, в A5 уделено дополнительное внимание удобству подключения/регулировки и предоставлена возможность выбора внешней отделки.

По результатам тестирования мониторы ADAM A5 заслуживают награду «iXBT.com: Оригинальный дизайн» за достижение в области создания активных студийных мониторов.

 

 

 




Мониторы ADAM A5 предоставлены на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU
29 октября 2008 г.
Максим Лядов