ProSound.iXBT.com

Мобильные комплекты средне-громкого звука RСF

Близится 20-летний юбилей легендарных «пластиковых» колонок RCF серии ART. В связи с этим мы выступили с идеей опросить о впечатлениях от акустики RCF ее пользователей, известных людей в мире проката оборудования. Это специалисты с большим опытом работы в шоу-бизнесе, на разном уровне, от корпоративов до больших концертов с киловаттами звука, работающие с колонками многих марок. Наши вопросы были простыми: Как долго вы работаете с акустикой RCF? Какие преимущества можете назвать по своему опыту? Насколько часто встречаются проблемы и как быстро они решаются?

Рассказывает Алексей Марасанов, генеральный директор компании "Визард" (www.vizardpro.ru):

Я познакомился с RCF в далёком 1998 году. Это были легендарные ART 500, настоящие ветераны по длительности производства. С нулевых я начал заниматься прокатом и продажей оборудования, а также инсталляциями. Мобильные комплекты RCF весьма популярны в этом сегменте. На данный момент у меня около 40 единиц акустики RCF. Практически все серии, которые сегодня производятся, есть у нас в прокате. Модельный ряд позволяет подобрать нужные заказчику колонки, как говорится, на любой вкус и кошелёк, а также озвучить мероприятие любого масштаба. Напомню, что мы занимаемся и продажей оборудования. Обычно сначала мы проверяем акустику в прокате, в «боевых условиях», а потом уже рекомендуем приобретать. Кроме того, мы предоставляем возможность сравнить звучание разных колонок: люди приезжают к нам на базу, слушают и выбирают то, что им больше подходит. И RCF — один из лидеров продаж.

Бренд RCF постоянно радует нас новыми интересными моделями. Старые серии, например, ART, существуют уже в третьем поколении. Каждый год оборудование совершенствуется, производитель держит руку на пульсе и внедряет все новые тенденции рынка — звуковые колонны, комплекты-трансформеры, где сателлит убирается в саб, и так далее. Мы перепробовали оборудование многих брендов и поняли, что удобнее иметь набор акустики одного производителя. Мы сделали свой выбор. RCF позволяет масштабировать решения, собрать нужный комплект под конкретную задачу. Наших коллег мы также призываем иметь однотипное оборудование. Если раз в году нужно сделать большой праздник, можно тогда объединиться с соседями. Это чисто европейский опыт. В Италии, например, нет компаний, которые держат на складе мегаватты звука, там умеют считать деньги. Мы этот опыт успешно перенимаем и делаем то же самое в России. Про проблемы: если они и случаются, то решаются очень быстро. Причём это касается не только работы с официальным дистрибьютором, компанией «АРИС». Мы часто видим в России представителей RCF, которые внимательно слушают пользователей и учитывают их пожелания.

Рассказывает Родин Иван, R-1 Sound, (www.rodin-sound.ru)

Мы занимаемся продажей и прокатом звукового и светового оборудования. Колонки RCF ART 322 и 325 у нас в прокате уже лет 10, наверное. Всё это время они работают без ремонта. Также я не ремонтировал ни ART 722, ни сабы ART 905 AS. При этом 1-2 раза в неделю колонки катаются на мероприятия, которые происходят и на улице, и в помещениях, и в дождь, и в мороз. RCF — отличная рабочая лошадка. Конечно, жалко ставить эти колонки на улицу, с другой стороны — не стыдно за звук. Хотя брендов на рынке сейчас много, разница в качестве ощущается. RCF делают в Италии — а кто ещё сегодня производит оборудование в Европе? Остальное чаще всего Китай. Это чувствуется. Динамики у RCF свои, не китайские.

В принципе, все производители в бюджетном сегменте сейчас довольно похожи. В RCF удачно сошлись следующие вещи: цена, качество, надёжность. Если рядом ставишь JBL — их надо настраивать, а RCF сразу играют нормально. Мне лично не очень нравится дизайн корпусов ART 700-й серии, мне больше по душе старые добрые 300-е. Корпус у них покруглее, более классический. Зато в серии D-LINE вся «морда» колонки, включая ВЧ-секцию, защищена решеткой и поролоном. Даже ветре или осадках внутрь ничего не попадет.

Если говорить о Китае, это лотерея. У кого-то Behringer работает годами-веками, у кого-то «летит» на первом же мероприятии. Мы не рассматриваем такую технику для проката в принципе. Многие бренды сейчас перешли на китайское производство, при этом цены относительно высокие, а звук не впечатляет. По поводу RCF приведу статистику: за 4 года мы продали ARTов больше сотни. Вернул ли кто-нибудь колонки обратно? Нет. Было всего 4 обращения: два случая, где по своему собственному разгильдяйству пользователи повредили динамик и корпус, и два брака по усилителю, которые сервисный центр без разговоров исправил, и всё работает до сих пор. С запчастями, насколько я знаю, всё очень неплохо, замена прошла быстро. Впечатление самое положительное.

Рассказывает Павел Иванов, компания «VSG SOUND COMPANY" (www.vsg-sound.ru)

У нас накоплен большой опыт работы с оборудованием RCF, более 10 лет. В основном мы работаем с сериями ART и 4PRO. О бренде RCF мы узнали от коллег, также был опыт работы с этими колонками на различных московских площадках.

Основным достоинством RCF является надежность и безотказность работы в любых условиях. Акустику RCF  мы всегда рекомендуем нашим друзьям и коллегам. В своем классе RCF, на мой взгляд, обеспечивает вполне удачное соотношение цена / качество, свою цену эта акустика полностью оправдывает.

Прослушивание акустики RCF в реальных условиях

17 марта в ДК подмосковного Ступино состоялся сравнительный тест мобильных акустических систем, организованный активным участником форума www.forum.plus-msk.ru Сергеем Левроном. Это ежегодное открытое мероприятие по прослушиванию и оценке портативных акустических систем, основной костяк которого составляют участники данного форума — владельцы небольших прокатных компаний, музыканты и диджеи. Формат мероприятия — совершенно свободный, каждый мог привезти свою систему и представить ее на суд собравшихся. Также к участию пригласили отечественных производителей и дистрибьюторов оборудования. Корреспондент ProSound.iXBT.com Анна Павлюк посетила прослушивание и поделилась своими впечатлениями.

Сверхкомпактный мобильный комплект RCF EVOX 8 можно назвать горячей новинкой, впервые он был представлен на выставке Prolight + Sound 2014 во Франкфурте вместе со своим "младшим братом" RCF EVOX 5, а в Москве показан на традиционной осенней выставке в Сокольниках. С него я и начну свой обзор. Комплект представляет собой пару активных сабвуферов и пассивных сателлитов в виде звуковой колонны. У подобных акустических систем из-за особенностей конструкции присутствуют проблемы в средне-басовом диапазоне, и здесь EVOX 8 не является исключением. Это особенно заметно при сравнении с обычными системами. Однако следует учитывать область применения системы: лекции, презентации, небольшие концерты. Компактность и мобильность для многих — решающий фактор, а в этом комплекте сателлит лёгким движением руки убирается в специальную нишу сабвуфера. Ура! Транспортировка и монтаж комплекта для выступлений теперь по силам даже хрупкой особе женского пола!

Комплект RCF ART 310-A MK III + SUB 705-AS, ветеран и любимец прокатчиков, произвёл весьма благоприятное впечатление и, в данном помещении и в данных условиях, прозвучал наиболее гармонично. Здесь уже в меньшей степени заметен компромисс между компактностью и качеством звучания и комплект можно смело рекомендовать для воспроизведения музыки, в том числе и живой, в небольшом клубе. Габариты позволяют транспортировать такой комплект в багажнике обычной легковой машины.

Комплект RCF ART 745-A + Sub ART 905-AS. Напомним, что активная двухполосная система ART 745-A — прошлогодняя премьера Франкфуртской выставки, принадлежит к новой серии ART7, ранее мы о ней уже писали. Производитель возлагает на неё большие надежды в плане универсальности и позиционирует для применения в малом и среднеформатном прокате. Во время прослушивания сразу стало ясно, что для топов ART 745-A маловат и зал, и 905-й саб как-то не очень подходит, их надо бы поставить в помещение побольше или вообще на улицу — звукового давления в 133 дБ хватит. В предложенных же условиях зала ДК получилось очень много резкого верха и мало баса, все время хотелось сделать потише. По завершении основного прослушивания к 905 сабу поставили “внеконкурсную” RCF 4PRO 2031-A и впечатление было совсем иным, ничего не выпирало и не резало ухо, комплект звучал более сбалансированно.

Украинский брэнд REC, использующий в своих акустических системах динамики RCF был представлен комплектом CS8+CS15sub. Это был единственный пассивный комплект среди зарубежных брендов. Использовался новый, еще не поступивший в продажу, четырёхканальный усилитель REC Q10 мощностью по 2500 Вт на канал при сопротивлении нагрузки 4 Ома. Во время прослушивания понравилось согласование частотных диапазонов сателлита и саба — комплект прозвучал ровно и цельно.

Помимо акустики RCF и REC в прослушивании участвовали:

Комплект OCS K10+KSub. Топ K10 прозвучал отлично, но c сабвуфер KSub подпортил впечатление. Не вполне понятно, в чём была проблема, вероятно, он стоял в неудачной точке сцены, где происходил особенно сильный и неприятный на слух резонанс.

Комплекты MAG Compete 12 и 15 участники мероприятия прозвали “змеи-горынычи” из-за оригинальных двойных стоек для сателлитов. Чудес тут не было, 15-й комплект прозвучал чуть более цельно, чем 12-й, в котором был слышен провал в мид-басовом диапазоне. Удивила разве что цена: на Complete 12 — 129500 рублей (2025 евро) и Complete 15 — 170278 рублей (2660 евро).

В конце прослушивания, когда уши уже порядком подустали, показали свои возможности малоизвестные пока у нас, но амбициозные итальянцы: марка LSS с комплектами DG 300A+DG118A (3805 евро ) и SP 530A + OCTO18A (цены в российской части интернета обнаружить не удалось) и сверхкомпактным LT60 (3868 евро).

Следует отметить, что мероприятие не вполне соответствовало своему названию. Было заявлено тестирование, но при формальном тестировании необходимо соблюдение определённых условий, а именно:

  • Одинаковые фонограммы для всех комплектов, причём, желательно использовать специальные записи для тестов, позволяющие оценить разные характеристики акустики
  • Коррекция только на уровне тестируемого комплекта (настройки кроссоверов и усилителей для пассивных систем, разные режимы встроенных DSP для активных)
  • Комплекты отслушиваются на одинаковой громкости, которая выставляется перед прослушиванием по розовому шуму, с перерывами, чтобы предупредить усталость слуха
  • “Слепой” тест, для исключения предвзятости
  • Выставление оценок сразу во время теста (и лучше бы анонимно)
  • Специально подготовленное помещение

По отзывам “старожилов”, на прошлых мероприятиях эти условия соблюдались лучше. Чего стоит один долгий спор по поводу того какие фонограммы использовать: собравшиеся не могли прийти к единому мнению и горячие споры продолжались до самого обеда. Слепого теста не было. Прослушивание происходило на громкостях, которые трудно назвать комфортными, без перерывов, что приводило к слуховой усталости и довольно сильно влияло на оценку. Помещение было такое, какое было, обычный зал обычного ДК, со всеми вытекающими... Сцена, на которой располагались тестируемые образцы, довольно сильно резонировала. Поэтому называть мероприятие “тестированием” акустических систем не следует. В этот раз получился клуб по интересам, прослушивание колонок и их субъективная оценка.

Тем не менее, общее впечатление от мероприятия - положительное. Комплекты прозвучали в целом ровно, без особых лидеров и аутсайдеров, так что выбор вполне можно делать из соображений престижа марки, цены, удобства, веса и габаритов.

Мы запаслись измерительным микрофоном, аудиоинтерфейсом и ПО для тестирования, но времени мероприятия едва хватило на прослушивание, поэтому померять ничего так и не удалось. Надеемся, что организаторы выделят время для измерений в следующий раз

 

Технические характеристики акустики RCF, принимавшей участие в прослушивании

RCF EVOX 8

40 Гц — 20 кГц, 700 Вт, 128 дБ, 346 мм x 530 мм x 459 мм, вес 23,8 кг, корпус из фанеры балтийской березы.

Сабвуфер: динамик 12" (катушка 2,5"), вход: XLR, выход XLR/Jack, защита от перегрузки, перегрева, К.З.;

Сателлит: динамики 8 x 2" (катушка 1"), диаграмма направленности 120° x 30°, вход Speakon.

В штатную комплектацию входит штатив и кабель Speakon для сателлита.

Цена: 1878 евро.





 

 

RCF ART 310-A MK III

Активная 2-полосная акустическая система ART 310 A выполнена в полипропиленовом корпусе фазоинверторного типа с металлической решеткой окрашенной порошковым способом. Диаграмма направленности - 90x70°, частотный диапазон от 50 Гц до 20 кГц, максимальное звуковое давление 127 дБ.

Используются низкочастотный динамик диаметром 10" (звуковая катушка диаметром 2.5") и высокочастотный купольный излучатель диаметром 1" (майларовый диффузор, неодимовый магнит), нагруженный на рупор. Есть 2 усилителя (низкочастотный класса H мощностью 300 Вт и высокочастотный класса AB мощностью 100 Вт), активный кроссовер (частота раздела 1.8 кГц), эквалайзер, регулятор фазы, лимитер, защита от постоянной составляющей и короткого замыкания, вход (комбинированный разъем XLR/джек), выход для последовательного подключения (XLR), переключатель микрофон/линия, регулятор общего уровня, возможность дистанционного управления. Имеются одна ручка для переноски, 2 точки M10 для подвеса, гнездо для стойки (35 мм). Габариты системы 537 x 337 x 315 мм, масса 12.6 кг.

цена: 597 евро

RCF SUB 705-AS

Активный сабвуфер со встроенным усилителем класса H мощностью 800 Вт оснащён 15" динамиком с двухсторонней 3" катушкой. Представлены комбинированные моно/стерео XLR/Jack входы, XLR выходы. Есть регулятор уровня, переключатель фазы и переключатель частоты раздела кроссовера. На базе встроенного DSP реализованы активная система эквализации, лимитер и защитные функции. Все компоненты заключены в корпус из берёзовой фанеры. Передняя часть защищена металлической сеткой с напылением. Есть 2 эргономичные боковые ручки для переноски, 2 точки M10 для подвеса, гнездо установки штатива для сателлита.

Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ
Частотная характеристика: 45 - 120 Гц (-3дб)
Номинальная мощность: 800 Вт
Габариты: 600х445х573 мм, 32,4 кг

цена: 1269 евро

 

RCF ART 745-A

RCF ART 745-A выполнен в полипропиленовом композитном корпусе 708х437х389 мм и весит 19,6 кг. АС сконструирована на основе неодимового компрессионного ВЧ-драйвера с купольной титановой диафрагмой и 4-дюймовой звуковой катушкой. Большой формат этого излучателя позволил снизить частоту раздела между ВЧ и НЧ-полосами до 650 Гц, благодаря чему почти весь голосовой диапазон может быть воспроизведен непосредственно ВЧ-драйвером. Это позволяет улучшить импульсную характеристику и повысить продуктивность работы громкоговорителя. 15-дюймовый НЧ-динамик — неодимовый с диаметром катушки 3,5 дюйма. Встроенные усилители D-класса мощностью 500 и 200 Вт управляются цифровым процессором, обеспечивающим функции кроссовера, эквалайзера, фазового согласования, лимитера и защиты. Частотный диапазон системы составляет 50 Гц — 20 кГц, максимальный уровень звукового давления — 133 дБ, диаграмма направленности 90° х 60°, вход XLR, выход XLR/Jack. За счёт скошенных углов корпуса систему можно использовать как монитор, также имеется гнездо для штатива.

цена: 1598 евро

RCF 4PRO 2031-A.

Активная двухполосная акустическая система относится к серии 4PRO, впервые представленной в 2004 году и поэтому уже достаточно хорошо знакомой многим пользователям. Название серии говорит само за себя: эти колонки позиционируются производителем как профессиональные системы для живого звука, туринга и фиксированных инсталляций.

RCF 4PRO 2031-A оснащена двумя усилителями D-класса: 400+200 Вт. Корпус 4PRO 2031-A изготовлен из высококачественной многослойной фанеры (балтийская береза). Трапециевидная форма корпуса позволяет использовать PRO 2031-A как сценические мониторы. Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 20000 Гц. Максимальное звуковое давление 129 дБ. Динамики: НЧ – 12", ВЧ — 1". Диаграмма направленности: 90х60 градусов. Акустическая система RCF 4PRO 2031-A имеет защиту от перегрузки, перегрева и короткого замыкания. Габаритные размеры 380х627х380 мм, вес 22.2 кг. 4PRO 2031-A можно подвесить при помощи встроенных элементов, а также установить на штатив.

цена: 1107 евро

 

RCF ART 905-AS

Активный сабвуфер со встроенным усилителем D-класса мощностью 1000 Вт оснащён 15" динамиком с двухсторонней 3" катушкой. Входы — комбинированные моно/стерео XLR/Jack, выходы на разъёмах XLR. Есть регулятор уровня, переключатель фазы и переключатель частоты раздела кроссовера (80 — 120 Гц). На базе встроенного DSP реализованы активная система эквализации, лимитер и защитные функции. Все компоненты заключены в корпус из берёзовой фанеры. Передняя часть защищена металлической сеткой с напылением. Имеются боковые ручки для переноски, 2 точки M10 для подвеса, гнездо установки штатива для сателлита.

Максимальный уровень звукового давления: 131 дБ
Частотная характеристика: 45— 120 Гц (-3дб)
Номинальная мощность: 1000 Вт
Габариты: 600х445х600 мм, 34 кг

 

Цена: 1720 евро



Графики АЧХ взяты из документации производителя.

Фото с мероприятия