ProSound.iXBT.com

Musikmesse/Prolight+Sound 2013

Анатолий Вейценфельд

Акустические системы

Часть 1

Продолжаю рассказ о новинках выставки Musikmesse/Prolight+Sound. На этот раз речь пойдет об акустических системах – как о концертной акустике, так и о студийных мониторах.

О продукции немецкой компании ADAM Audio много писать не стану – отсылаю интересующихся к видеоинтервью с руководителем компании, Клаусом Хайнцем, взятое на нынешней выставке, и там много информации о новинках. Бегло упомяну наиболее интересные модели.

Серию F ждали давно, так как она более доступна, чем любые другие мониторы ADAM. Серия состоит из мониторов ближнего поля F5 и F7 и субвуфера SubF. Это бюджетные мониторы, доступные даже начинающим, за счёт того, что производство было перенесено из Германии в Китай. Правда, немцам и другим европейцам мониторы ADAM, увы, намного доступнее, чем россиянам...

Мониторы дальнего поля ADAM S7A Mk2

А вот мимо чего нельзя было пройти, так это мимо мониторов дальнего поля S7A Mk2. Это четырехполосные монстры, по размеру больше напоминающие концертные кабинеты, да и близкие к концертной акустике по мощности. Два 15" субвуфера мощностью 500 Вт каждый, два 9" вуфера, два ленточных СЧ-драйвера типа X-ART с 5" изучателем (в эквиваленте площади традиционному излучателю) и один X-ART с твитер 2" излучателем (также в эквиваленте). Усиление для каждого канала свое (всего шесть усилителей), тем самым обеспечивается феноменальный частотный диапазон 20 Гц…50 кГц. Монитор имеет регулятор входной чувствительности и трехполосный эквалайзер, причем в каждой полосе регулировка своя по уровню и добротности. Ну и напоследок скажу, что весит монитор 260 кг!

Испанская компания DAS Audio выпускает большой модельный ряд концертных акустических систем, включая масштабные звукоусилительные комплексы. Это техника средней ценовой категории, доступная и многим прокатным компаниям в России. На фото представлена новая серия Aero 2, включающая, среди прочего, СЧ/ВЧ-кабинет Aero 12A (справа), широкополосный  кабинет Aero 40A (в центре), субвуфер LX-218 (слева).

DAS Audio Aero 2

Aero 12A–двухполосный активный кабинет, содержащий один 12" НЧ/СЧ-динамик, один неодимовый компрессионный драйвер с выходом 1,5" и двухканальный усилитель класса D мощностью 500 Вт (НЧ) и 100 Вт (ВЧ). Трехполосный Aero 40A содержит один 12" динамик, один 8" динамик и два неодимовых компрессионных драйвера с выходом 1,5". Встроенный трехканальный усилитель класса D выдает 1000 Вт на НЧ-канал и по 500 Вт на СЧ и ВЧ-каналы. Имеется и DSP-контроллер. Кабинет работает в диапазоне 60 Гц…20 кГц. Субвуфер LX-218 содержит два длинноходовых 18" динамика и усилитель класса D мощностью 2400 Вт. Конструкция субвуфера представляет собой фронтально-нагруженный фазоинвертор.

Всего же серия Aero 2 включает четыре широкополосных кабинета и 12(!) субвуферов, что позволяет очень гибко сконфигурировать линейный массив. В частности, LX-218 выпускается в восьми вариантах, которые обозначаются разными буквами после номера модели, есть и серия LX-215 на базе 15" динамиков, она включает четыре модели.

Голландская компания Duran Audio, выпускающая акустику под маркой Axys, известна как мировой лидер в разработке высокотехнологических решений и конструкций. Она первой еще в 1990-х годах вывела на рынок системы с управляемой направленностью излучения, в которых применяются цифровые процессоры-контроллеры громкоговорителей.

Технология электронного управления направленностью называется Digital Directivity Control и с ее помощью можно делать то, что в традиционных линейных массивах делается с помощью J-образного (изогнутого) подвеса, а именно – выравнивание расстояния и времени прихода звуковых волн на разные позиции слушателей. Если говорить максимально упрощенно, то с помощью подачи на каждый динамик в колонке раздельного сигнала, обработанного в процессоре (введение индивидуальной точно рассчитанной задержки, частотной коррекции) можно менять диаграмму направленности колонки. Такая технология подходит и для систем публичного оповещения (РА), и для театрально-концертного звукоусиления. Еще большими возможностями обладают также разработанная компанией Duran Audio технология (DDS) Digital Directivity Synthesis и технология повышения разборчивости речи в гулких помещениях OpSTImizer.

Duran Audio AXYS Targe

Представленная на фото система AXYS Target включает СЧ/ВЧ кабинеты Target U-16 (1" компрессионный драйвер и 6,5" СЧ/НЧ-динамик и встроенный усилитель-процессор), широкополосные кабинеты Target T-2820 (два 1,4" ВЧ-драйвера и два 10" вуфера и встроенный усилитель-процессор) и субвуфер Target B-215 с двумя 15" динамиками и встроенным усилителем-процессором). T-2820 и B-215 имеет одинаковые габариты и с закрытой передней панелью выглядят одинаково. Конечно, главное достоинство системы не в динамиках, а в применяемой системе управления звуком. 32-разрядный DSP с плавающей запятой в каждом кабинете включает управление уровнем громкости, 8-полосный параметрический эквалайзер и задержку. Параметры регулируются с помощью программы AXYS WinControl, фирменного программного DSP и загружаются и хранятся в памяти в процессоре в каждом кабинете.

Немецкая компания Eve Audio едва ли не самая молодая на рынке – ей всего два года, но ассортимент ее продукции уже весьма широк и включает 12 моделей. Разработчики Eve Audio раньше работали в компании ADAM и влияние ее концепций (например, конструкция ленточных твитеров) явно заметно даже во внешнем облике мониторов.

Стенд компании Eve Audio

Но при этом ни в коем случае нельзя сказать, что мониторы Eve повторяют ADAM или там что-то "содрано"! Несмотря на сходство концепций, мониторы Eve Audio несут и собственные оригинальные черты, в том числе и в дизайне и технической эстетике. Каждый монитор оснащен встроенным усилителем с DSP-процессором.

Мониторы ближнего поля Eve Audio SC204 и SC205

Двухполосные мониторы ближнего поля SC204, SC205, SC207 и SC208 различаются диаметром НЧ-динамиков (4", 5", 7" и 8" соответственно). Твитеры в моделях SC204 и SC205 отличаются от применяемых в SC207 и SC208. Нижняя граница частотного диапазона меняется от 64 Гц у SC204 к 36 Гц у SC208 (при неравномерности -3дБ). 36 Гц для мониторов ближнего поля–это очень солидно!

Трехполосные мониторы среднего поля SC305 и SC307 выполнены в горизонтальном (лежачем) дизайне, в чем знатоки тоже могут увидеть влияние ADAM. Интересно, что НЧ- и СЧ-динамики имеют одинаковый диаметр – 5" у SC305 и 6,5" у SC307. Скромные размеры динамиков сказались на нижней границе диапазона – 50 Гц у SC305 и 40 Гц у SC307 – маловато для мониторов среднего поля. Это, однако, может быть скомпенсировано применением субвуферов, о которых далее.

Четырехполосные мониторы среднего поля SC407 и SC408 весьма компактны для своего класса. Они содержат твитеры, 4" и 5" среднечастотные драйверы, СЧ/НЧ-вуферы и субвуферы, причем СЧ/НЧ- и НЧ-динамики в них одного диаметра – 6,5" у SC407 и 8" у SC408. Нижняя частота SC407 – 35 Гц, у SC408 – 32 Гц.

Субвуферы Eve Audio TS107 и TS108

Eve Audio выпускает четыре субвуфера – TS107, TS108, TS110 и TS112 (6,5", 8", 10" и 12"), нижняя граница диапазона составляет 35 Гц, 27 Гц, 23 Гц и 20 Гц соответственно, верхняя у всех моделе – 150 Гц.

Цены на мониторы компании вполне доступны для такого класса – от 360 евро (за монитор!) у SC204 до 840 евро для SC208, SC307 стоит 1200 евро, SC407 – 2400 евро. Субвуфер TS107 стоит 480 евро, а TS112 – 1200 евро.

Финская компания Genelec известна всем, кто связан с музыкальной звукозаписью и пост-продакшн на радио и телевидении, ведь ее продукция присутствует в России более 20 лет. Модельный ряд компании постоянно обновляется, и на нынешней выставке также был показан ряд новинок.

Новая серия М включает пока две модели – М030 и М040. Мониторы выполнены в традиционном для фирмы обтекаемом "аэродинамическом" дизайне, но, в отличие от столь же традиционного металла, корпуса этих мониторов сделаны из древесно-волоконного материала NCE. Встроенные двухполосные (биампинговые) усилители класса D не имеют процессоров обработки сигнала, но имеют функцию автовключения ISS в целях экономии энергии. М030 имеет мощность 80 Вт и оснащен 5" вуфером и 0,75" купольным твитером, а М040 мощностью 130 Вт оснащен 6,5" вуфером и 1" твитером. Частотный диапазон соответственно 58 Гц…21 кГц и 48 Гц…21 кГц. Мониторы очень компактны и смогут работать в любой малой и домашней студии.

Мониторы ближнего поля Genelec серии 8000

Обновилась и 8000-я серия мониторов ближнего поля. На смену монитору 8020В пришел 8020С, а у мониторов 8030А, 8040А и 8050А буквенный индекс сменился на В. Внешний вид передней панели и электроакустические и массо-габаритные параметры не изменились, но теперь в усилителях имеется функция ISS и изменилась задняя панель и органы управления на ней. В отличие от привычной индексации, цифры в названии модели не указывают на размеры динамиков: в 8020С используется 4" вуфер, в 8030В – 5", в 8040В – 6,5" и в 8050В – 8" вуфер. В первых трех моделях применен твитер 0,75", в последней модели – 1" твитер. Нижняя граница частотного диапазона составляет 66, 58 48 и 38 Гц соответственно, верхняя для всех моделей – 20 кГц, АЧХ замерена при неравномерности 2 дБ.

Наиболее интересной представляется серия мониторов с DSP, в них 0 в названии модели заменен на 2. В серию входят двухполосные мониторы ближнего поля 8240А, 8250А, трехполосные мониторы среднего поля 8260А и 1238CF (DSP-версия известной модели 1038CF), а также субвуферы 7260А, 7270А и 7271А.

Интересен по конструкции монитор 8260А – внешне это типичный двухполосный кабинет, но в нем 5" среднечастотный драйвер и 0,75" твитер установлены коаксиально. Преимущества коаксиальных громкоговорителей общеизвестны – они дают точную сфазированность излучения и позволяют сделать монитор более компактным, так что высота корпуса 8260А менее 60 см. В 8260А используется 10" вуфер, монитор звучит в диапазоне от 26 Гц до 21 кГц, что позволяет обойтись без отдельного субвуфера.

Монитор 1238CF выше и намного тяжелее, чем 8260А, но субвуфер ему требуется. В нем применены два 8" вуфера, один 5" СЧ-драйвер и 1" купольный твитер. Из-за применения небольших вуферов монитор работает в диапазоне 57 Гц…20 кГц. Кстати, хотя частотный диапазон 1238CF уже, чем у 8260А, у него выше звуковое давление – при том, что усилители в обоих мониторах одинаковы по мощности. Возможно, это связано с тем, что частоты разделения у 1238CF несколько ниже.

Цифровой сигнальный процессор использует программное обеспечение AutoCal, позволяющее управлять всеми параметрами подводимого к громкоговорителям сигнала, включая компенсирующую дистанционную задержку, регулировку уровня, коррекцию фазы и частотную коррекцию акустики помещения (для этого используется входящий в комплект измерительный микрофон 8200).

Программное обеспечение Genelec AutoCal

Программа дает возможность настроить звучание как для рабочего места одного звукорежиссера, так и двух и даже трех рабочих мест в контрольной комнате (SinglePoint и MultiPoint). Программное обеспечение GLM позволяет управлять системой мониторов в том числе и по сети с помощью стандартного кабеля САТ5 – GLM распознает до 25 мониторов и 5 субвуферов. Настройки могут сохраняться в установочном файле GLM или непосредственно в памяти процессора в каждом мониторе. Для малых помещений существует специализированная версия GLM.SE.

Немецкая компания HK Audio выпускает акустические системы в широком диапазоне, от компактных портативных комплектов до больших линейных массивов (знаменитая Cohedra), но наибольшей популярностью пользуются именно компактные комплексы.

Одним из таких компактных комплексов является система Elements, представленная на выставке пару назад, но постоянно пополняющаяся новыми компонентами. Elements относится к классу колонок с субвуферами – этот тип усилительного оборудования приобрел популярность в последние годы, его выпускают многие компании (пионером была Bose). Входящая в комплект колонка E 835 содержит восемь компактных динамиков 3,5". Они работают в диапазоне средних и высоких частот (140 Гц…20 кГц) с мощностью 300 Вт, имея угол раскрыва по горизонтали 70 градусов. Колонка E 435 вполовину короче, в ней только четыре динамика и мощность соответственно 150 Вт.

Компактная система HK Audio Elements

Надо сказать, что обычному человеку эти акустические системы, скорее всего, напомнят старые колонки публичного оповещения в метро, и в этом не будет особой ошибки, ведь подобные колонки в самом деле происходят именно от обычных речевых колонок. Но благодаря высококачественным динамикам удалось добиться достаточной громкости и расширения высоких частот вверх до границы 20 кГц, чего, конечно, не было у речевых колонок Public Address.

Для расширения диапазона вниз используется достаточно компактный субвуфер E 210 SUB AS – в нем находятся два мощных 10" динамика и два усилителя класса D – один мощностью 1200 Вт для субвуфера (с возможностью подключения пассивного субвуфера L Sub 1200), другой, мощностью 900 Вт – для подключения трех СЧ/ВЧ-колонок E 835 (или шести E 435). Субвуфер работает в диапазоне 38…150 Гц. Для малых комплектов подойдет активный субвуфер E 110 SUB A с усилителем класса D мощностью 600 Вт и одним 10" динамиком. Усилитель EA 600 выполнен в форм-факторе и дизайне колонки, и на беглый взгляд его можно принять за одну из колонок, которые устанавливаются над ним. Несмотря на миниатюрность, этот усилитель класса D выдает 600 Вт, и может питать два пассивных субвуфера E 110, или один пассивный субвуфер и две колонки E 435, или четыре колонки. Все усилители оснащены лимитером RMS, фильтром инфрачастот, фильтром постоянного тока, защитой от перегрузки, а усилители в субвуферах – также и автоматически включаемым вентилятором.

Полный комплект (на каждую сторону сцены) состоит из трех установленных одна на другую колонок и двух субвуферов (на фото в центре), но можно использовать не все компоненты и собрать малый вариант из одного субвуфера и двух колонок (на фото слева).

(Продолжение следует…)