ProSound.iXBT.com

Московская презентация новинок 2014 года компании Native Instruments. Часть 2. KOMPLETE KONTROL серии S

В первой части нашего материала мы подробно рассказали о диджейском контроллере TRAKTOR KONTROL S8. Теперь подробнее поговорим о KOMPLETE KONTROL серии S.

KOMPLETE - это одна из тех торговых марок, с которых Native Instruments начала свою деятельность. Однако богатые возможности виртуальных инструментов KOMPLETE были раскрыты не до конца, потому что управлять всеми малюсенькими крутилками в компьютере, мышью, во время игры на MIDI клавишах - просто нереально. Назначить управление всеми параметрами на регуляторы - можно, но нужно запоминать или подписывать каждый регулятор и менять пресеты вручную, при переключении на новый инструмент. Эта проблема не новая, её пытались решить, с переменным успехом, многие ведущие производители, например, Novation Automap.

Native Instruments серьёзно подошли к этой проблеме. Они опросили пользователей Komplete, чтобы понять, что же им нужно от MIDI клавиатуры, которую они подключают к KOMPLETE. Вот три самых популярных запроса пользователей (они показаны на слайде ниже):

  • Профессиональная механики клавиш
  • Полная интеграция клавитуры и виртуальных инструментов
  • Дизайн и качество изготовления на уровне лучших мировых брендов

В Native Instruments понимают, что у каждого пользователя KOMPLETE как минимум одна MIDI клавиатура уже есть, и эти требования родились из практического опыта.

Было понятно, что нельзя просто заказать какую-нибудь левую китайскую клавиатуру у стороннего производителя и сделать всё кое-как. Ожидания профессиональных пользователей были очень высоки. По этой причине в KOMPLETE KONTROL серии S была выбрана одна из лучших на сегодня клавиатурная часть известнейшего итальянского производителя FATAR, с синтезаторной механикой (synth action).

Вот эта отдельная клавиатурная часть синтезатора по-английски называется keybed, от английских слов "клавиша" и "основание". В русском языка отдельного термина пока что нет, есть жаргонное "механика", имея в виду всю часть, содержащую подвижные элементы.

Дальше последовал показ официального ролика, посвященного премьере новой серии клаваитур, который наши читатели уже видели в новости Native Instruments KOMPLETE KONTROL S — новая серия клавиатур для работы с коллекцией KOMPLETE

Спустя 5 лет разработок продукт, наконец, увидел свет. По аналогии с TRAKTOR KONTROL, он называется KOMPLETE KONTROL. Немецкое написание слов, родственных английским - это давняя фирменная "фишка" Native Instruments.

Себастьян очень любит картинку с перечёркнутой мышкой. Native Instruments полагают, что в скором времени компьютерная мышь исчезнет в работе с их профессиональным ПО. Мышь была нормой в 1995 году, но при написании и при исполнении музыки мышь становится лишним звеном. Пусть

Nadine, специалист по продукту KOMPLETE. По профессии Надин саунд-дизайнер. KOMPLETE занимает 400 ГБ на жёстком диске. Выяснилось,что пользователи используют только 10% всех возможностей KOMPLETE. Одно из решений этой проблемы - сделать более доступной смену инструментов прямо с клавиатуры. Надин продемонстрировала в действии эту возможность. Все демонстрации вы можете увидеть со звуком в нашем видеоролике в конце статьи.

Надо отметить, что с новыми клавиатурами KOMPLETE запускается в автономном режиме, в специальном приложении с одноименным названием KOMPLETE KONTROL. То есть KOMPLETE в комбинации с новой клавиатурой превращается в синтезатор. Но мало какой синтезатор предложит 400 ГБ звуков и прямую интеграцию в виде VST-плагинов в секвенсоре.

Интерфейс приложения KOMPLETE KONTROL довольно простой. Все тембры, не важно, в какой они виртуальном инструменте, выводятся одним единым списком. Можно составить и свой собственный список только тех инструментов и тембров, которые подходят пользователю. Чтобы выбратыь определенный инструмент, можно использовать тэги. Например, Bass, затем Analog Bass, и из всей коллекции будут отобраны все пресеты под этим тэгом, даже если в названии пресета нет таких слов. То есть все пресеты проиндексированы в единой базе и легко доступны для выбора. После выбора одного тембра, по остальным можно перемещаться кнопками клавиатуры вверх и вниз. То есть не нужно постоянно бегать между клавиатурой и компьютером, и мышью пытаться найти нужный звук. Свои собственные пресеты, которые были нарулены на каком-то из инструментов KOMPLETE, можно сохранять сюда же.

Следует сказать, что разработка этой клавиатуры шла много лет, и взаимодействию инструмента с пользователем был отдан главный приоритет. Потому что в студии есть реальная проблема, что все муторные технологические операции в программах (таких как управление мышью, конфигурирование командой MIDI Learn и последующий менеджмент MIDI настроек) разрушают творческие планы, и заниматься музыкой больше не хочется. Именно поэтому у музыкантов так популярны ограниченные по функциям железные инструменты - они сразу готовы к использованию, через секунду после включения, а нужный тембр там выбирается одним нажатием кнопки, а крутилки фильтров всегда под рукой. Правда, использовать такие ортодоксальные синтезаторы в секвенсорах очень затруднительно. Надо быть профессионалом высокого уровня, чтобы исполнить партию сразу начисто, без возможности подправить пару нот по ритму и длительности. И, конечно, нет никакой возможности для последующей автоматизации пары-тройки крутилок, для придания большей выразительности исполнению. Всё это не меньше ограничивает творчество в студии. В Native Instruments попытались объединить преимущества железных и виртуальных инструментов в одном продукте.

Когда подходящий тембр найден, следующая проблема - подстроить его тембр (управлять фильтрами и модификаторами тембра в процессе исполнения). В новых клавиатурах для этого есть отдельный блок крутилок в центре. И как только выбран тембр, все ручки уже назначены на наиболее востребованные параметры, обычно это частота фильтра, атака, огибающая. Можно полистать настройки и дойти до нужного. Главное, что можно сразу же работать со звуком, без всяких настроек. То есть ощущения такие, как будто у вас настоящий железный инструмент. Ручки безупорные, цифровые, чувствительны к касанию. При касании сразу показывается текущее значение параметры, без необходимости начать его крутить.

Следующая необычная фукнция: strips, сенсорные полоски. Они здесь вместо традиционных колёс питч и модуляции. Кроме того, у компании есть планы добавить больше возможностей полоскам в будущем. Например, в одном из режимов полоска разделена на 5 частей. А вторая полоска плавно увеличивается и уменьшается, показывает амплитуду колебаний LFO. Запуск и остановка LFO происходит подталкиванием полоски пальцем. Это освобождает вторую руку, чтобы можно было менять что-то ещё, например, покрутить ручку частоты фильтра. Так как Native Instruments разрабатывает и клавитуру, и KOMPLETE, в будущем мы увидим ещё какие-то применения этим новым органам управления. Все функции клавиатуры будут обновляться установкой новых прошивок.

Далее речь зашла о цветной подсветке над клавишами. Применение подсветки можно продемонстрировать на инструменте West Africa. Секции клавиатуры разделены подсветкой на несколько частей, показывая несколько видов семплов: отдельные ноты, ритмические рисунки. Если зажать клавишу в красной зоне, выбрав рисунок, то в зелёной зоне будет показано, какие именно барабаны играют и в какой последовательности, как это делается в паттерных секвенсорах.

Подстветка уже используется в нескольких инструментах. Например, Session Strings. Там все клавиши подсвечены голубым, кроме небольшого блока красных клавиш, которые отвечают за артикуляцию. В других инструментах на клавиши назначены эффекты.

В режиме MIDI Mode можно назначать разные цветовых зоны, в том числе для инструментов, не входящих в KOMPLETE. Есть 16 разных цветов. Для живых выступлений можно назначать разные цвета для зон семплов, лупов, инструментов и т.п.

Режим Light Guide понравится не пианистам. Например, Chord Generator, генератор аккордов. Он генерит аккорд просто по нажатию одной клавиши в выбранном стиле, список которых очень широк. Например, есть цыганская гамма и т.п.

Есть и более интересная вещь - арпеджиатор. По нажатию одной кнопки он не только играет, но показывает, какими именно клавишами. Также можно выбирать музыкальный строй. Например, азиатские гаммы.

А вот режим, который НЕ понравится учителям фортепиано. Это Easy Mode. В этом режиме отключаются все чёрные клавиши. Всё играется в До мажоре. Для тех, кто видит клавишный инструмент в первый раз и не знает нот - это возможность наиграть что-то осмысленное, в сложных гармониях. Все эти возможности направлены на облегчение творчества новичков и непрофессиональных музыкантов.

Ещё одна функция, которая поможет начинающим пианистам - это подсветка клавиш, соответствующих выбранной гамме. Например, есть фламенко.

Вопросы и ответы с Надин

- Как можно узнать, каким инструментом мы сейчас играем?

На клавиатуре название не отображается, только на ноутбуке. В секвенсоре (Ableton, Logic) можно переключаться теми же клавишами смены тембра по дорожкам. То есть перед выступлением можно подготовить заранее нужные тембры, так, как я сделала в своём выступлении в самом начале.

- Если мы играем аккорды в одной тональности и нам нужно вставить аккорд из другой тональности, как это сделать?

Например, можно вставить в проект несколько экземпляров KOMPLETE KONTROL и в каждом задать свою тональность.

- А если нужно быстро? Если нужно сменить аккорд в пределах одной мелодии?

Можно использовать ручку тональности или можно автоматизировать смену. В моём выступлении несколько ручек крутились сами, я применила автоматизацию.

- Можно ли создать свою собственную библиотеку пресетов?

Конечно. Я использовала как раз свою пользовательскую библиотеку. Все эти пресеты в библиотеке сделаны мной. В самом верху можно выбрать значок: библиотека NI или пользовательская. Пользовательская библиотека даёт возможность быстрой смены моих инструментов.

- Можно ли использовать разные настройки для каждой зоны клавиш?

В секвенсоре (DAW) можно. В автономном режиме (stand-alone) пока нельзя.

- Ableton Live уже содержит MIDI плагин Scale. Будет ли конфликтовать одно с другим?

Конфликтовать не будет. Скорее всего получатся сумасшедшие звуки, если оба режима Scale включить одновременно.

- Можно ли переключиться в обычный режим, чтобы получилась стандартная MIDI клавиатура?

Для этого нужно нажать режим Shift+Instance. Для режима MIDI есть отдельная программа, KONTROL EDITOR. Здесь можно создавать разные пресеты для виртуальных инструментов, для живых выступлений, для студии. Можно вписывать руками названия параметров. В вашем секвенсоре не нужно вручную переходить в MIDI режим. Как только вы переключитесь на дорожку, где нет инструмента из набора KOMPLETE, клавиатура сама перейдёт в режим MIDI. Это очень удобно, так как достаточно переключиться по трекам одной рукой, не прерывая исполнение другой рукой.

- Как насчёт работы Scale с инструментами сторонних производителей?

В настоящий момент Scale, Chords, Arpegiator работают только в KOMPLETE. В скором обновлении MACSHINE все эти функции будут работать с инструментами сторонних производителей. Это одна из приоритетных функций в списке разработчиков.

- Как менять полярность подключенной педали?

Клавиатура сама определяет полярность подключенной педали. Можно и самому переключить в настройках приложения EDITOR.

- Нет ли у компании планов разработать свой секвенсор?

Сложно говорить о планах. Пока что мы сосредоточены на таких продуктах, где мы точно являемся лидерами рынка.

- Будет ли клавиатура работать с индивидуальными версиями инструментов NI?

Работать будет. Но приложение KOMPLETE KONTROL доступно только для пользователей KOMPLETE 9 и KOMPLETE 10.

Наш проект ProSound.iXBT.com снимал мероприятие на профессиональный камкордер. Вы можете посмотреть оригинальное видео в формате Full HD со звуком и самостоятельно оценить выступление немецких специалистов Native Instruments. Имеет смысл ориентироваться в первую очередь на то, что говорили выступающие по-английски.