ProSound.iXBT.com

System Reality Show — демонстрация оборудования d&b audiotechnik

27 мая 2014 года в московском «Форум-Холле» прошла закрытая демонстрация оборудования известнейшего мирового производителя профессиональной звуковой техники d&b audiotechnik. Мероприятие, получившее название System Reality Show, было организовано эксклюзивным дистрибьютором d&b audiotechnik в России, компанией "АРИС" . В ходе шоу посетители получили возможность познакомиться с последними новинками d&b (звуковые колонны xC-серии и усилитель D80), а также оценить качество звучания представленных на прослушивании систем. System Reality Show посетили более пятидесяти человек из 8 городов России: специалисты прокатных компаний и компаний-интеграторов. В ходе мероприятия перед собравшимися выступили генеральный директор компании «АРИС» Ярослав Удовик, креативный директор компании «АРИС» Александр Хорев, глава департамента обучения и техподдержки d&b audiotechnik Штефан Гёртц, главный инженер компании «АРИС» Евгений Шуев и бренд-менеджер d&b audiotechnik в России Александр Солоухин..

Во вступительном слове генеральный директор компании «АРИС» Ярослав Удовик заметил, что несмотря на более чем десятилетнюю историю взаимоотношений двух компаний, в последнее время проводились в основном специализированные тренинги и семинары по оборудованию d&b, а маркетинговых мероприятий, где была бы представлена вся линейка оборудования, уже довольно давно не организовывали. И действительно, практически все модели оборудования d&b присутствовали и были доступны для ознакомления и прослушивания.

Ярослав коротко пробежался по основным вехам и наиболее громким, во всех отношениях, достижениям компании, таким как ставшие уже стандартом индустрии кардиоидные сабвуферы и инновационные кардиоидные звуковые колонны, активно продвигаемые сейчас на рынок. Затем он напомнил о том, что системы d&b требуют минимум времени на настройку и готовы к работе сразу после распаковки и подключения. Кроме того, Ярослав отметил, что d&b вкладывает много ресурсов в исследования и разработку новых продуктов, и результат не заставляет себя ждать. По его словам, компания «АРИС» рассматривает мероприятие как шанс пообщаться с потенциальными клиентами и пользователями. Для последних в скором времени планируется новая серия технических семинаров и тренингов.

Далее, Александр Хорев, креативный директор «АРИС» рассказал об основных этапах развития d&b и истории брэнда в России.

Как и многие другие создатели всемирно известных компаний, основатели d&b Юрген Дауберт и Рольф Белтц начинали свой бизнес в гараже. Компания d&b audiotechnik была зарегистрирована в 1981 г. в пригороде Штутгарта Корбе. Изначально d&b ориентировалась на рынок проката. В то время о какой-либо системности в звукоусилении никто еще не думал, поэтому компании довольно быстро удалось занять пустующую рыночную нишу именно за счёт совместной разработки усилителей и громкоговорителей как единой системы.

В 1989 году d&b audiotechnik переносит свой центральный офис в другой пригород Штутгарта, Бакнанг, где он и располагается по сей день. Сегодня там в едином кластере расположены офисные помещения, производственные корпуса и отдел исследований и разработок. В 1989 году также открываются первые офисы d&b в Великобритании и Скандинавии.

В 90-е компания укрепляет свой успех на рынке и выпускает ряд интересных новинок, в том числе усилитель с модульными контроллерами, учитывающими специфические характеристики громкоговорителей системы. Офисы d&b открываются по всему миру.

В 2003 году была выпущена знаменитая Q-серия громкоговорителей и усилитель D12, первый универсальный усилитель, работающий со всеми громкоговорителями d&b.

После выхода в 2012 году V-серии компания d&b вынуждена вдвое увеличить свои производственные мощности, настолько серия получилась успешной. Вопреки кризису, не пощадившему даже успешных автомобилестроителей Германии, компания d&b не только никого не уволила, но даже увеличила количество персонала с 200 до 300 человек, что для такого узкоспециализированного сегмента бизнеса, как профессиональное аудиооборудование, весьма неплохо. Александр отдельно остановился на некоторых сегментах рынка, где используются системы d&b в России и в мире:

  • Фестивали и оупенэйры. Например, Пикник «Афиши».
  • Театры и концертные залы. Например Свердловская городская филармония
  • Отели. Например Rocco Forte в Абу-Даби.
  • Музеи. Например, музей Мерседес-Бенц в Штутгарте.
  • Клубы. с 2013 году все клубы сети Pacha по всему миру должны использовать акустические системы d&b как корпоративный стандарт. Говоря о клубах, Александр посетовал, что у нас в стране звуковое оборудование зачастую финансируется по остаточному принципу, хотя наиболее сметливые владельцы заведений уже осознали роль комфортного звука в привлечении посетителей.
  • Туринг. По статистике 2013 г. половина самых дорогих мировых туров была отработана на системах d&b, в остальных использовалось оборудование Clair Brothers, Meyersound и L’Acoustics. Тур Beyonce: 40 J-SUB, 40 усилителей D80, 27 J-TOP, общая мощность системы составила около 300 кВт. Все усилители уместились в 10 стандартных туровых рэков. Подобная компактность — крайне важный фактор для проката.
  • Мюзиклы. На недавнем семинаре по микшерным консолям DiGiCo, проведённом компанией «АРИС», главный инженер по звуку лондонского мюзикла «Телохранитель» Дигби Шоу рассказал, что его команда примерно 3 часа в день тратит на проверку всех акустических систем, которые установлены в театре. В пульте существует порядка 50 сцен, созданных с единственной целью: протестировать всё вплоть до самой маленькой колонки на галёрке. Системы d&b имеют встроенные средства проверки, позволяющие делать всё то же самое за секунды.
  • Храмы. Особенно протестантские церкви, которые являются по сути концертными залами.
  • Спортивные объекты. Например, стадион ANZ в Сиднее
  • Правительственные учреждения. Например, парламент Дании.
  • Кафе и клубы. Например, московский клуб Vanilla Ninja

Александр рассказал, что с тех пор, как компания d&b пришла в Россию, продажи увеличились в 21 раз. Активизировался рынок инсталляций, идёт работа над крупными объектами, например, недавно во Владивостоке был открыт стадион «Фетисов Арена» на 7000 зрителей. Что касается туринга, то в России конкуренцию Стасу Михайлову с его 53 концертами за три месяца конкуренцию может составить только Григорий Лепс. Прокатная компания «С-Сервис» Олега Сядристого, с которой работает вышеупомянутый артист, активно использует системы d&b в своих турах

По словам Александра, «АРИС» старается быть не просто продавцом оборудования, а берёт на себя обязательства по оказанию максимальной дистрибьюторской поддержки. В первую очередь, в виде обучающих семинаров в России, также компания организует поездки на обучающие семинары в Германию. «АРИС» предоставляет сервис по гарантии (5 лет на оборудование d&b audiotechnik), у компании имеется склад запчастей и сертифицированные специалисты по ремонту. «АРИС» активно продвигает свои бренды. К примеру, в 2009 г. на выставке «Музыка Москва» системы d&b audiotechnik демонстрировались с «живой» группой в качестве источника, что позволило лучше раскрыть возможности системы, чем проигрывание CD. Также много делается для присутствии бренда в профессиональной прессе и социальных сетях. Лозунг d&b audiotechnik — «Демократия для слушателей» — означает, что каждый зритель, сколько бы он ни заплатил за билет на концерт, должен получить одинаково высокое качество звука.

Следующим выступил глава департамента обучения и техподдержки d&b Штефан Гёртц, он поведал собравшимся о системных принципах компании, философии System Reality

Штефан еще раз вспомнил об истории компании и о том, что сделало ее успешной. В 80-е годы остро стояла проблема предсказуемости звуковой системы, повторяемости одного и того же результата на разных площадках. На каждом концерте звук отличался, что сильно затрудняло работу артистов и звукорежиссёров в турах. Так происходило потому, что система звукоусиления напоминала «сборную солянку»: громкоговорители одного производителя, усилители — другого, кабели — третьего. Никто не заботился о согласованности всех компонентов. Создатели d&b audiotechnik поставили себе задачу минимизировать влияние акустической системы на звук и добиться того, чтобы одинаковый, предсказуемый результат достигался с помощью любой системы d&b. Это и есть системный подход d&b audiotechnik: каждая система — это завершенный комплекс звукоусиления, каждый элемент которой точно рассчитан и выверен. Пользователю теперь остается лишь подстроить звучание исходя из особенностей помещения. Далее Штефан рассказал в подробностях о порядке выхода моделей оборудования и о приверженности d&b принципу системности в каждой новой модели

После перерыва Евгений Шуев представил «чёрный» или «прокатный» модельный ряд d&b audiotechnik: громкоговорители серий J, V,Q,T,E и мониторы.

Чем, собственно, отличается «чёрный» ряд от «белого»? Именно тем, что в «чёрном» колонки имеют ручки, колёса, аксессуары для транспортировки и прочие приспособления, облегчающие жизнь в туре и сокращающие время полной готовности системы к использованию.

Е-серия может похвастаться внушительным модельным рядом. Цифра в названии модели обозначает размер низкочастотного динамика громкоговорителя в дюймах. Серия включает в себя линейку широкополосных громкоговорителей и три сабвуфера, «старший» из который, B4-SUB является первым в мире пассивным сабвуфером c кардиоидной диаграммой направленности. В сабвуфер установлены два длинноходных неодимовых динамика: 15-дюймовый динамик расположен на передней панели, которая оснащена фазоинвертором, и 12-дюймовый направленной назад динамик, расположенный в двухкамерной bandpass конструкции. Благодаря этому в получившейся кардиоидной диаграмме направленности исключено распространение лишней энергии по заднему фронту системы, что позволяет свести к минимуму реверберационное поле на низких частотах и обеспечить максимально точное воспроизведение НЧ. Применяемую технологию производитель в шутку называет «фанерной обработкой сигнала». Сабвуфер питается от одного канала усилителя D12. Широкополосные громкоговорители изготовлены не из дерева, а из композитного материала, что придаёт им определённую влагостойкость, вследствие чего их можно использовать на открытых площадках. Достоинство серии — её универсальность, можно применять в различных помещениях от маленьких конференц-залов до театров, и даже небольших стадионов. Старшие модели широкополосных АС серии, Е12 и E12D выпускаются в двух модификациях с различными горизонтальными углами диаграммы направленности. Е-серия успешно используется в Театре Наций в Москве. Ещё один уникальный объект, где работает E-серия – парусное круизное судно «Running on waves». Прошло уже 5 лет в условиях повышенной влажности и воздействия морской соли, а громкоговорители работают без сбоев.

T-серия. Состоит из широкополосного громкоговорителя T10 и сабвуфера T-SUB. Широкополосные АС могут работать и как элементы линейного массива и как точечные источники, это достигается за счёт вращаемого рупора с акустической линзой особой конструкции. АС этой серии установлены в московском клубе «Ванильный Ниндзя» Q-серия — настоящий «долгожитель» в модельном ряду d&b, выпускается почти 10 лет. Серия состоит из четырёх видов громкоговорителей: Q1 и Q7 — элементы линейного массива с разными углами диаграммы направленности. Q10 – точечный источник со звучанием, идентичным другим громкоговорителям серии. Комбинируя Q1/7 с Q10, легко строить распределённые системы. Сабвуферы Q-SUB можно использовать в режиме кардиоидного массива. Один из первых примеров применения – банкетный зал «Сафиса». Также Q-серия используется в Кремле как мобильный туровый комплект. V-серия — самая успешная на сегодняшний день серия d&b audiotechnik. Еще до официального объявления о начале продаж производителю было предварительно заказано порядка 2000 элементов линейного массива. Так что на определенном этапе за этими системами буквально стояла очередь. Серия представлена двумя широкополосными элементами линейного массива с горизонтальным углом диаграммы направленности 80° или 120° и сабвуферами V-SUB. V-SUB тоже используют пассивную кардиоидную технологию, унаследованную от B4-Sub. V-SUB питается одним каналом усиления. Громкоговорители серии установлены в клубе «Часы» в Белгороде и на стадионе «Фетисов Арена» во Владивостоке. V-серия работает там на озвучивание боковых трибун, а центральные трибуны озвучиваются линейными массивами J-серии. J-серия. Половина крупнейших звёзд мировой величины использует в турах именно эти громкоговорители. Серия состоит из двух видов широкополосных АС с углами горизонтальной диаграммы направленности 80° и 120° и двух видов сабвуферов, причём в этой серии используется активная кардиоидная технология. В сабвуферах серии два 18” динамика направлены вперед, а один назад, передние динамики питаются от одного, а задние – от второго канала усилителя, то есть, на один такой сабвуфер требуется один усилитель D12. Однако, активная кардиоидная система более эффективна, чем пассивная. Она обеспечивает лучшее подавление в «мёртвой» зоне, а, следовательно, больший комфорт на сцене, и отсутствие нежелательных эффектов интерференции прямых и отражённых волн в зале. Сабвуферы J-INFRA, построенные по тому же принципу, полноценно и без искажений воспроизводят инфра-диапазон.

Звуковые демонстрации привлекли повышенное внимание участников, мало кто устоял перед соблазном лично сравнить уровни звука в рабочей и "мёртвой" зонах кардиоидных сабвуферов и сабвуферных массивов.

После перерыва на кофе Штефан Гёртц снова взял слово и рассказал о новинке, усилителе D80, выпущенном в 2013 г. и впервые официально представляемом в России.

Один четырехканальный усилитель D80 (размер 2U) заменяет два усилителя D12. Он содержит настройки для работы со всеми громкоговорителями d&b, включая системы, работающие в «линейном режиме» (с отсутствием коррекций). Блок задержки сигнала позволяет установить значение задержки до 10 с (= 3440 м) для каждого канала. Два 16-полосных эквалайзера также могут применяться для каждого канала и обеспечивают дополнительную параметрическую, асимметричную, полочную или режекторную фильтрацию. В усилителе предусмотрено дальнейшее развитие встроенного ПО; новые функции, по мере обновления прошивок, можно будет найти во вкладке меню Clever Tools. Цветной сенсорный TFT-экран обеспечивает быструю навигацию по структуре меню, а поворотный регулятор позволяет выполнять более точную настройку. Передняя панель и встроенный сенсорный экран D80 слегка развернуты вверх для удобства управления усилителем, когда он находится ниже уровня глаз. Функция LoadMatch обеспечивает компенсацию электрического сопротивления кабеля в зависимости от его длины, без дополнительной жилы. D80 относится к усилителям класса D, и его блок питания поддерживает активную коррекцию фактора мощности (PFC) и работу от сети 100/120/200/230 В с частотой 50–60 Гц, что по заявлению производителя обеспечивает стабильно высокую мощность даже при слабом или непостоянном напряжении. Разъем NL8 может использоваться в качестве единого выходного разъема. В качестве отдельных разъемов на выбор устанавливаются разъемы NL4 или EP5. Разъемы RJ-45 и etherCON обеспечивают доступ соответственно к беспроводной сети посредством шины CAN и к архитектуре OCA по сети Ethernet.

Следующим в программе было выступление Александра Солоухина, рассказавшего о «Белом» «инсталляционном» модельном ряде d&b, сериях xS и xA.

«Белый» модельный ряд не имеет колёс и ручек для транспортировки, вследствие чего дизайн громкоговорителей лаконичнее и лучше вписывается в интерьер. Кабинеты и большинство аксессуаров для «Белого» ряда можно заказать любого цвета из палитры RAL. «Белый» модельный ряд выпускается с 2011 года. Он включает в себя 2 серии: xS и xA. xS-серия получила своё название от слова standalone (самостоятельные точечные источники), а xА — от arrayable (собираемые в массивы или кластеры). xS-серия включает пять широкополосных громкоговорителей c динамиками от 4 до 12 дюймов и три сабвуфера, в «старшем» из которых применена пассивная кардиоидная технология, такая же, как и в B4-SUB. Корпуса акустических систем серии имеют встроенные элементы креплений. Поворачиваемые ВЧ-рупоры позволяют ориентировать АС в горизонтальном или вертикальном положении, что увеличивает инсталляционную гибкость серии. По уровню звукового давления S-серия немного проигрывает E-серии, но зато отличается более красивым, «деликатным» звучанием. Александр обратил внимание слушателей, что в 2013 году точечные источники xS- и xA-серий были добавлены в фирменную программу для расчёта акустических систем Array Calс. xA-серия включает два широкополосных громкоговорителя 10A (точечный источник) и 10AL (элемент линейного массива), два сабвуфера 18A-SUB (с возможностью использования в подвесе) и 27A-SUB (пассивный кардиоидный). Акустические системы xA-серии установлены в Свердловской государственной филармонии.

Далее Штефан Гёртц представил еще одну новинку d&b – звуковые колонны серии xC.

В серии представлены громкоговорители 16C, 24C и секция расширения 24С-E. Звуковые колонны используются в тех случаях, когда необходимо «спрятать» акустику в интерьере. Давно известна главная проблема звуковых колонн — неравномерность диаграммы направленности на разных частотах. Почему это происходит? Обычно звуковые колонны прикрепляют вплотную к стенам, размещают в нишах и углах. Так как размеры колонн невелики, амплитуда прямых и отраженных от стен волн примерно одинакова. У волн, длины которых соизмеримы с линейными размерами колонны, наблюдается серьёзное ослабление. Более всего страдает нижняя середина спектра. Этот эффект «гребенчатой фильтрации» особенно заметен при воспроизведении речи. Разработчики d&b поставили себе целью создать такую звуковую колонну, в которой данная проблема отсутствовала бы. Для того чтобы не задействовать дополнительный канал усиления и облегчить систему, было предложено элегантное пассивное решение. В звуковых колоннах серии 4-дюймовые динамики создают кардиоидную диаграмму направленности, излучая звук через волноводы спереди и демпфированные специальным пеноматериалом порты фазоинвертора в задней части кабинета. Подобная конструкция гарантирует постоянный угол направленности в горизонтальной плоскости 90° и ослабление широкополосного сигнала сзади на 18 дБ. Кардиоидность колонны 24C при этом сохраняется вплоть до 370 Гц, а если колонну 24C дополнить секцией 24С-E, то и до 190 Гц. Кардиоидный паттерн способствует более равномерному распределению звукового давления и уменьшает вероятность возникновения акустической обратной связи. Собственных сабвуферов в серии нет, но колонны могут совместно работать с сабвуферами xS-серии. Как и для других изделий «Белого» ряда, цвет для колонн xC-серии можно выбрать из палитры RAL.

Мероприятие закончилась прослушиванием композиции AC/DC на звуковых колоннах с сабвуфером 18S-SUB. Несмотря на то, что колонны не позиционируются производителем для концертного звукоусиления, результатом собравшиеся остались довольны.

После мероприятия нам удалось пообщаться со Штефаном Гёртцем

ProSound: Расскажите немного о себе. Что привело вас в d&b audiotechnik и как вы достигли вашего нынешнего положения? Что вы можете сказать о d&b как о работодателе?

Штефан Гёртц: Я — дипломированный инженер, учился на инженера-электронщика с уклоном в техническую акустику в университете Аахена в Германии и защитил свой диплом в 2000 г. А вообще я работаю в аудио-индустрии уже почти 25 лет. После небольшого опыта работы в автомобильной промышленности, где я занимался анализом шумов и вибрации, я впервые познакомился с компанией d&b в 2000 г., а в феврале 2001 г. был принят сюда на работу инженером в отдел обучения и технической поддержки. Последние 13 лет моя деятельность заключается в тренингах для наших дистрибьюторов, партнёров и пользователей, презентациях и семинарах на многих международных конференциях и выставках. Кроме того, я осуществляю полную техническую поддержку и веду крупные проекты компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Восточной Европе и Африке. Также я работаю и в других частях Европы и иногда в Латинской Америке. С прошлого года я возглавляю группу обучения и технической поддержки. В моей команде более 10 человек, отвечающих за глобальную поддержку и обучение. Поддержка пользователей Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки всё еще остаётся моей обязанностью. Секрет d&b — это строгая последовательность и методичность, причём не только в разработке продуктов, но также в том, насколько тщательно компания подбирает персонал, ориентируясь как на профессиональные, так и на личные качества.

ProSound: Не могли бы вы назвать наиболее известных артистов, гастролирующих с вашими системами?

Штефан Гёртц: Такие звёзды как Тэйлор Свифт, Леди Гага, Мадонна, Coldplay, Muse, Бейонсе и многие другие часто используют системы d&b в своих мировых турне. В большинстве крупных шоу используется комбинация D12 и D80, потому что крупные прокатные компании постепенно заменяют свой парк D12 на соответствующее по каналам количество D80.

ProSound: Расскажите, пожалуйста, о вызовах, с которыми компания столкнулась при разработке усилителя D80. Какие технические проблемы пришлось преодолевать и как это было сделано?

Штефан Гёртц: Так как это первый наш четырёхканальный усилитель, нашей целью было еще больше укрепить доверие потребителя к почти легендарной надёжности оборудования d&b. Мы провели огромное количество полевых испытаний для достижения этой цели. При разработке D80, устройства со столь высокой степенью интегрированности, оперирующего подобным уровнем электрической мощности при сравнительно небольших размерах, самым сложным было достичь соответствия стандартам электромагнитной совместимости.

ProSound: Не могли бы вы назвать область, где продукты d&b еще себя покажут? Если есть какие-то области для развития и дальнейшего совершенствования? Что первым приходит вам в голову?

Штефан Гёртц: Как вы уже знаете, мы недавно выпустили xC-серию, состоящую из звуковых колонн разных размеров. Эти громкоговорители, возможно, самая необычная и неожиданная разработка за последние несколько лет. С первого взгляда они могут показаться такими же, как и все остальные, но у них есть ряд уникальных свойств. Взяв лучшее от каждого семейства колонн – активного и традиционного, пассивного, мы достигли невероятного контроля за диаграммой направленности.

ProSound: Расскажите о тренингах и семинарах, которые проводит d&b audiotechnik.

Штефан Гёртц: Образовательная программа d&b состоит из целого ряда рода разнообразных «очных» тренингов по всему миру. Мы проводим обучение в Бакнанге, штаб-квартире d&b, на стадионе Зиндельфинген (неподалёку от Штутгарта) и в нашем британском офисе в Нейлсворте. Наши представительства в США, Франции, Италии, Испании и Японии проводят регулярные семинары на языках этих стран. Есть учебные центры и у наших независимых дистрибьюторов, которые будут в ближайшие годы сертифицированы как официальные учебные центры d&b. Мы планируем дополнить образовательную программу d&b видеоматериалами, доступными для скачивания с нашего сайта и онлайн-трансляциями из студии в Бакнанге. Доступ к онлайн-программе пока открыт только для наших коллег и некоторых дистрибьюторов, но в будущем этот инструмент может быть предоставлен в открытом виде всем желающим. Это станет ценным дополнением к нашим обычным «очным» тренингам и семинарам.

ProSound: Как организована служба поддержки продуктов d&b?

Штефан Гёртц: Гарантийными случаями у нас занимается отдел обслуживания продуктов. Они постоянно работают над увеличением количества локальных сервисных центров дистрибьюторов, чтобы сократить время, затрачиваемое на ремонт. Кроме того, моя команда организована таким образом, что часть сотрудников отвечает за тренинги, поддержку разработки систем и развитие контента. С другой стороны, у меня есть отдельные специалисты по региональной технической поддержке и по обучению для разных регионов мира. Они помогают нашим дистрибьюторам и пользователям решать их технические проблемы и, таким образом, осуществляют непрямую поддержку продаж в своих регионах.

ProSound: Нет ли у компании планов по выходу на рынок студийного оборудования?

Штефан Гёртц: Всего можно ожидать, но лично мне ничего не известно о подобных планах.


ProSound: Не могли бы вы рассказать о технологии, позволяющей уменьшить размеры D80 по сравнению с D12 при возросшей мощности?

Штефан Гёртц: Усилителю D12 уже более 10 лет, но он до сих пор остаётся индустриальным стандартом и для туринга, и для инсталляций высокого класса, таких как Олимпийский стадион в Сиднее, который мы недавно обеспечили новой системой d&b. Тем не менее, за последние десять лет технологии продвинулись вперёд, стала возможной гораздо большая степень интеграции микросхем, и D80 удалось воплотить в жизнь благодаря этому. Мы применяем технологию класса D c коррекцией фактора мощности, которая увеличивает энергоэффективность до 95%. Это достигается за счёт получения тока во время всего периода переменного напряжения питающей сети. Из-за этой непрерывности величина реактивной мощности значительно уменьшается, что даёт гораздо более «чистую» нагрузку на блок питания. Новейшие методы производства микросхем с высокой степенью интеграции также помогают уменьшить размер устройства. D80 питает вдвое больше каналов, чем D12, и таким образом экономит пространство в туровом грузовике.

Фото с мероприятия