131-й конгресс AES в Нью-Йорке: научные результаты


Ирина Алдошина

В Нью-Йорке с 20 по 23 октября 2011 года прошел очередной 131-й конгресс AES (Audio Engineering Society). Как всегда, это было грандиозное мероприятие, в котором участвовало более 15 тысяч специалистов из 50 стран мира. С каждым конгрессом (которые проводятся с 1948 г.) расширяется перечень мероприятий, которые организуются во время его проведения. Если в начале это были выставка профессиональной аппаратуры и небольшая научная конференция, то теперь это огромная выставка (более 300 фирм-участников), научная конференция, научные и учебные семинары, мастер-классы, специальные сессии, посвященные радиовещанию, звуковым эффектам в играх и др., заседания технических комитетов, комитетов стандартов, специальные студенческие мероприятия, технические туры и многое другое.

На церемонии открытия конгресса профессор Ч. Лимб (Медицинская школа Университета Джона Хопкинса, США) выступил со вступительной речью на тему «Звук, слух и музыка: путь от уха до мозга». Это чрезвычайно актуальная проблема, которой сейчас занимается современная психоакустика.


 Профессор Ч. Лимб со вступительной речью

Как и на всех конгрессах, было проведено мероприятие, посвященное памяти выдающегося ученого Р. Хейзера, на которое приглашается с докладом кто-либо из выдающихся специалистов в области аудиоиндустрии (на предыдущих конгрессах выступали Р. Долби, Л. Беранек, М. Шредер и др.). На этот раз с докладом выступил Дж. Аткинсон, известный специалист в области звукотехники, издатель журналаStereophile. Его доклад назывался метафорически – «Куда ушли отрицательные частоты?». Он обсуждал проблемы звукозаписи и звуковоспроизведения и отметил, что имеются проблемы, на которые еще нет ответов у современных специалистов, и возможно, именно на них надо обратить особое внимание науки.


 Доклад Дж. Аткинсона, издателя журнала Stereophile

Основным источником информации, конечно, являлись доклады на научной сессии. Всего было представлено134 доклада на 25 секциях.

На секции «Акустика помещений» было представлено четыре доклада: один из них «Акустическое моделирование малых помещений» (препринт 8457), подготовленный группой специалистов под рук. профессора Вольфганга Анерта, содержал новые результаты по расчету структуры звукового поля в малых помещениях с помощью волновой теории (решение волнового уравнения для помещений произвольной формы с помощью метода конечных элементов).  Это дополняет методы геометрической акустики, используемые при моделировании помещений в большинстве известных программ CATT, ODEON, EASERA и др. В работе немецких ученых предложен новый алгоритм, позволяющий достаточно эффективно выполнять расчеты распределения звукового давления и импульсных характеристик в различных точках помещения, обеспечивая при этом удовлетворительное совпадение с результатами измерений. Использование этого алгоритма позволит реализовывать моделирование пространственных звуковых полей в полном звуковом диапазоне, включая низкие частоты (от 20 до 100 Гц). Пример пространственной модели студии показан на рис. 1.


Рис 1   Пространственный макет студии (программа EASERA В. Анерта)

В докладе «Исследование акустики помещений с помощью сферической микрофонной системы» (пр. 8459) представлены результаты измерений импульсных характеристик помещения с помощью специального 16-канального сферического микрофона (рис. 2), обеспечивающего возможность значительно более точного измерения пространственных характеристик звукового поля, включая направления прихода отдельных отражений.


Рис 2   Шестиканальный сферический микрофон

В докладе известного специалиста Джона Вандеркооя (University of Waterloo, Канада) «Новые мысли об активных поглотителях» (пр. 8458) приводится теория расчета точечных активных поглотителей для уменьшения времени реверберации на низких частотах, на которых обеспечить поглощение с помощью различных звукопоглощающих материалов чрезвычайно трудно.

На секции «Громкоговорители» необходимо прежде всего отметить доклад проф. Вольфганга Клиппеля (Германия), известного специалиста в области технологии и дизайна громкоговорителей, на тему «Механическая усталость и старение подвесов громкоговорителей» (пр. 8474). В нем представлен анализ изменения во времени механических свойств гофрированных подвесов и центрирующих шайб громкоговорителей под нагрузкой, показано, как меняется их жесткость (рис. 3) при различной нагрузке и при разных температурных и влажностных режимах.


 Рис. 3. Зависимость жесткости гофрированных подвесов громкоговорителей от времени при разной нагрузке

Создана модель, позволяющая предсказывать изменение механических свойств громкоговорителей в процессе эксплуатации. что является очень актуальной для промышленности проблемой.
В статье Джефа Бэкмана (фирма Nokia) «Низкочастотные компоненты (Subwoofers) в помещении – выравнивание звукового поля с помощью двух НЧ-кабинетов» (пр. 8471) показано, как, выбирая расположение двух низкочастотных блоков, можно добиться определенного уменьшения неравномерности звукового поля в помещении на низких частотах.
Доклад Дж. Панцера и Д. Понтеггия (пр. 8473) был посвящен методам экстраполяции измерений характеристики направленности излучателей, позволяющим по измерениям в двух плоскостях построить трехмерную диаграмму направленности (рис. 4), что значительно экономит время трудоемких измерений.


Рис. 4 Трехмерная диаграмма направленности

На секции «Преобразователи» можно отметить интересный доклад большой группы японских ученых «Новая система плоских цифровых громкоговорителей с формируемой характеристикой направленности» (пр. 8469).

Доклад специалистов известной фирмы Bose (пр. 8470) с длинным названием «Влияние характеристик направленности отдельных модулей на общие направленные свойства линейных массивов, баланс и качество звука в системах звукоусиления» был посвящен проблемам проектирования линейных массивов. В настоящее время достаточно много фирм выпускает такие мощные комплекты для озвучивания больших пространств. В данной работе предлагается новый тип колонок Progressive Directivity Array, в которых оптимизируется форма характеристик направленности отдельных компонентов линейного массива с целью формирования требуемой общей характеристики направленности и обеспечения баланса и качества звучания в системах звукоусиления.

На секции «Преобразователи и аудиооборудование» можно отметить доклад Александра Войшвилло (фирма JBL, США) «Компрессионный драйвер с двойной диафрагмой» (пр. 8502), где представлена конструкция нового преобразователя для рупорных громкоговорителей с двойной диафрагмой, двойной магнитной цепью и двумя фазовыми вкладышами (рис. 5), обеспечивающими суммирование сигналов.


 Рис. 5. Конструкция нового драйвера с двойной диафрагмой

В докладе приведены результаты расчетов и измерений нового преобразователя, показаны его преимущества: увеличение паспортной мощности, снижение нелинейных искажений и др.
Два доклада были посвящены конструкции миниатюрных громкоговорителей. В первом из них, «Изучение топологии магнитной цепи миниатюрных громкоговорителей» (пр. 8498) исследовались различные варианты конструкций магнитной цепи (рис. 6) и звуковой катушки с точки зрения эффективности излучения (за счет оптимизации магнитной индукции, динамической массы и др.).


 Рис. 6 Конструкции магнитной цепи для миниатюрных громкоговорителей

В докладе корейских специалистов "Компьютерная модель низкочастотного оформления излучателей типа «полосовой фильтр»" (пр. 8499), предложена теория расчета оформлений для миниатюрных громкоговорителей, используемых в плоских телевизорах, образец которого показан на (рис. 7).


 Рис. 7 Конструкция корпуса для миниатюрных громкоговорителей

На секции «Воспроизведение громкоговорителей» специалистами известной фирмы Martin Audio (США) был представлен доклад «Численная оптимизация линейных массивов – практическое применение» (пр. 8511), в котором дано описание автоматического процессорного управления параметрами линейных массивов, обеспечивающее оптимальное согласование с параметрами конкретного помещения, в котором установлены данные системы (рис. 8).


 Рис. 8 Зона покрытия линейного массива

В докладе «Многоканальное воспроизведение звукового пространства для исследований слухового восприятия» (пр. 8513) приводится описание новой научно-исследовательской лаборатории в военном американском центре, в которой можно производить широкий комплекс исследований слухового восприятия окружающего пространства. В лаборатории имеется заглушенная камера, сферическая комната, купольная комната, большой концертный зал, помещение для прослушивания и др. В ней может использоваться 600 цифровых каналов для микрофонов и громкоговорителей, а также применяться различные системы записи и воспроизведения – 10.2, Wave Field Synthesis, бинауральной стереофонии и др. Первые результаты были получены по восприятию глубины и перемещению источника. (Такую бы лабораторию иметь бы нам, хотя бы одну на страну!)

В двух докладах (пр. 8510 и 8512), представленных японскими специалистами из компании NHK под руководством проф. Кимио Хамасаки, приведены результаты продолжающихся исследований предложенной им пространственной системы 22.2. Ее структура показана на рис. 9.


Рис. 9 Структура пространственной системы 22.2

В первом докладе показаны результаты по измерению площади стереозоны (sweetspot) в зависимости от изменения числа громкоговорителей, а также формы этой зоны при изменении расположения громкоговорителей. Во втором докладе исследовалось допустимое угловое разнесение громкоговорителей в вертикальной плоскости для создания однородного звука, было показано, что это расстояние не должно превышать 45 градусов, при этом показано, что предлагаемая система 22.2 удовлетворяет этому требованию.

На секции « Звукозапись и создание звука» было представлено четыре доклада: «Создание, кодирование и воспроизведение 3-D аудиотреков» (пр. 8463), в котором предлагается новый гибкий аудиоформат для создания, кодирования, передачи, декодирования и воспроизведения в различных системах (в том числе 22.2, Ambisonics и др.) звуковых треков с пространственной информацией.

На протяжении ряда лет Майкл Вильямс проводит работы по анализу различных микрофонных систем для звукозаписи (была издана книга по этому вопросу). На данном конгрессе им был представлен доклад «Компьютерный дизайн микрофонных систем CAMAD» (пр. 8461). В нем предложен программный продукт на базе MATLAB, позволяющий выбрать оптимальную конфигурацию микрофонов (с учетом их характеристик направленности, расстояния и угла поворота между ними и др.), обеспечивающую заданный угол «покрытия» как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости (рис. 10).

 


 Рис. 10 Новый программный продукт CAMAD

В докладе «Влияние отражений на разборчивость речи в системах звукоусиления» (пр. 8464) были представлены результаты субъективной оценки разборчивости речи при изменении различных параметров в системах звукоусиления, таких, как отношение сигнал/шум, время прибытия и уровни боковых отражений и др. Полученные количественные соотношения могут быть полезны при их проектировании.

Интересные результаты были получены в докладе «Натуральные измерения большого концертного рояля» (пр. 8462). Во время игры на рояле производились измерения структуры акустического поля в концертном зале (по 1300 точкам), было установлено распределение центроидов (центров максимумов огибающей спектра, при оценке тембров они ассоциируются с яркостью звучания) и показано, что эти зоны совпадают с теми, которые интуитивно выбирают звукорежиссеры для записи.

На секции «Приложение к аудио» можно выделить несколько докладов.
В докладе «Влияние расстояния и направления при звукозаписи на анализ звуковых формант» (пр. 8495) показано, что при записи голоса на близком расстоянии имеет место смещение положения формант в зависимости от расстояния и угла записи, что следует учитывать в системах автоматического распознавания голоса.

Доклад специалистов фирмы HARMAN (США) «Виртуальные звуковые системы в автомобилях» (пр. 8493) посвящен проблеме создания аурализационных моделей виртуальных звуковых полей в салоне автомобиля, позволяющих моделировать пространственный звук концертного зала, шумоподавление, подавление собственных реверберационных полей в салоне и др. с использованием современных средств процессорной обработки на базе достижений психоакустики (рис 11).


Рис. 11 Структура системы для оптимизации звукового поля в салоне автомобиля

В докладе специалистов научно-исследовательского центра BBC «Аудиоинтерфейс для управления музыкой, основанный на анализе жестов» (пр. 8496) представлен анализ последних достижений в разработке интерфейса, позволяющего анализировать движение тела и жесты человека для управления музыкой (в свое время Л. Термен разрабатывал музыкальный инструмент Терпситон, позволяющий переводить движения тела в музыку). В докладе приводится два примера применения этого интерфейса – для управления оркестром и для трехмерного панорамирования. Запись оркестра осуществлялась системой микрофонов в формате В (три микрофона с характеристикой направленности восьмерка и один ненаправленный микрофон), одновременно производилась запись видеокамерой со специальным объективом типа «рыбий глаз», затем трехмерное видео и звук воспроизводились во вторичном помещении (по системе Амбисоник) и пользователь мог с помощью специального устройства, позволяющего распознавать движения тела (рис. 12) жестами управлять параметрами записи – темпом и ритмом, а также выполнять панорамирование в пространстве 3-D.


 Рис. 12 Управление жестами темпоритмическими свойствами музыкального сигнала

Доклад «Интерактивный интерфейс для проигрывания звуков в медиаприложениях» (пр. 8491) предлагает новый интерфейс графического представления звука в медиаприложениях. Это похоже на возврат к старой идее Шорина «рисованный звук», предложенной им в 1930-х годах. (рис. 13).


 Рис. 13 Новый интерфейс графического управления звуком

На секции «Слуховое восприятие» можно отметить доклад «Влияние вибраций тела на разборчивость речи» (пр. 8482), который был представлен известным ученым Дюраном Бего. В нем исследовалось ухудшение разборчивости речи при наличии сильных вибраций и перегрузок, например, во время связи экипажа с диспетчером во время полета. Результаты показали, что разборчивость ухудшается до 74% (в некоторых случаях до 26%), что может нарушать безопасность полетов, поэтому должны приниматься специальные технические меры для увеличения разборчивости.

Любопытные данные были приведены в докладе специалистов из McGill University,  (Канада) «Взаимодействие замечаний звукорежиссера и самооценки музыкантов во время записи музыки в студии» (пр. 8579). Суть исследования заключалась в следующем: в студии музыканты играли без публики и в достаточно заглушенных помещениях, им приходилось повторять музыкальные композиции несколько раз. Затем они записывались (что также приводит к искажениям), прослушивались в контрольной комнате звукорежиссером и затем сравнивались замечания звукорежиссера и самооценка музыкантов. Эксперименты показали, что хотя те и другие замечания имеют общую основу, самооценка музыкантов обычно сильно завышена.

Очень любопытные данные были представлены в докладе представителя фирмы Harman Шона Олайв «Некоторые доказательства того, что подростки предпочитают качественный звук» (пр. 8593). На протяжении последних десятилетий утвердилось мнение, что подростки безразлично относятся к качеству воспроизводимой музыки, чаще предпочитая «плохой» звук. На фирме Harman был поставлен эксперимент, когда подросткам предъявлялся звук в стандарте MP3 и несжатый звук на CD, а также производилось прослушивание через акустические системы разного класса качества. Оказалось, что подростки четко различают разницу и отдают предпочтение несжатому звуку, воспроизводимому через качественные излучатели. Это внушает надежду, что у аппаратуры Hi-Fi еще есть будущее.

На секции «Слушательские тесты» можно выделить несколько докладов, например «Сравнительный анализ субъективных оценок, полученных при прослушивании через громкоговорители и стереотелефоны» (пр. 8560) (Университет в Бресте, Франция), в котором выполнен анализ результатов субъективных экспертиз различных музыкальных записей, воспроизводимых через телефоны и громкоговорители. Результаты показывают значительную корреляцию в оценках, что позволяет в ряде случаев использовать стереотелефоны для оценок.
Аналогичные проблемы рассматривались в докладе канадских специалистов «Сравнительный анализ результатов микширования через телефоны и громкоговорители» (пр. 8566), в котором было доказано с помощью статистического анализа, что разброс параметров при микшировании через громкоговорители существенно меньше, чем через стереотелефоны (что вероятно объясняется тем, что пороги слуха при прослушивании через телефоны существенно повышаются).

В докладе «Влияние движения головы на восприятие ширины источника и звукового окружения (пр 8567), показано, что движение головы слушателя не влияет существенно на LEV (звуковое окружение), но значительно меняет восприятие ширины источника (ASW), что надо учитывать при организации экспертиз.

На секции «Восприятие» было представлено пять докладов, из них три были посвящены точности локализации в вертикальной плоскости и оценке коэффициента кросс-корреляции (как объективной мере пространственности) в различных помещениях (пр 8556, 8557, 8555), а один доклад – проблеме «Оценка качества представления движущихся источников в системе Wave Field Synthesis (пр. 8559) .

На секции «Процессорная обработка звука» можно отметить доклад «Детектирование эффекта близости (proximity) для направленных микрофонов» (пр. 8475). Как известно, у всех направленных микрофонов имеет место подъем низких частот при приближении микрофона к источнику, который называется эффектом близости. В докладе предлагается алгоритм автоматического определения этого эффекта при записи звука в реальном времени (на основе анализа огибающей спектральной плотности), что позволяет принять соответствующие меры, например, включить фильтр высоких частот, чтобы не допустить изменения тембра.

В докладе «Детектирование вибрато с использованием кросс-корреляции между временной энергией и фундаментальной частотой» (пр. 8476) обсуждается алгоритм, позволяющий выделить частоту и амплитуду модуляции, что может использоваться при оценке исполнения и при создании физических моделей инструментов. Это актуальная проблема, поскольку в пении и исполнении на разных музыкальных инструментах часто используется вибрато (частотная модуляция) как художественный прием, придающий выразительность исполнению.

Интересный доклад «Нелинейная конволюция и ее применение в аудиоэффектах» был представлен Л. Трончин из Болонского Университета (пр. 8524). В современной технике физического моделирования музыкальных инструментов широко применяется операция свертки (convolution), которая позволяет определить выходной сигнал инструмента, если измерена его импульсная характеристика. Однако любой музыкальный инструмент является нелинейным устройством, т. к. его спектр (количество обертонов и соотношения их амплитуд) существенно зависят от громкости исполнения. В этом случае связь между входным и выходным сигналом является нелинейной и выражается в виде рядов V. Volterra.

Kn называются ядрами Вольтерра n-порядка. Если от нуля отличаются только ядра первого порядка, получается обычная линейная свертка. В данной работе предложен метод измерений нелинейных импульсных характеристик и алгоритм расчета свертки сигналов с ее учетом. Показано, что такая нелинейная свертка позволяет гораздо точнее моделировать физические свойства музыкальных инструментов.

Корейские специалисты представили доклад «Создание виртуальных верхних громкоговорителей для пространственной системы фирмы Samsung 10.2” (пр. 8523). Широко распространенные пространственные системы Dolby 5.1 создают звуковой образ только в горизонтальной плоскости, поэтому сейчас активно развиваются пространственные системы с громкоговорителями, расположенными по высоте (в верхнем потолочном ряду), например японская система 22. 2, Dolby 9.1, Samsung 10.2 и др. В данной работе предлагается, используя систему 7.1 из громкоговорителей, расположенных в горизонтальной плоскости, программными средствами создать виртуальные громкоговорители в верхней плоскости (учитывая передаточные функции головы под соответствующими углами), тем самым превратив ее в систему 10.2. Прослушивания показали, что впечатления слушателей от виртуальной и реальной системы 10. 2 очень близки, а предложенный алгоритм дает значительные экономические преимущества.

В докладе «Контроль частоты настройки хоровой музыки» (пр. 8520) предлагается метод автоматического контроля в реальном времени точности настройки хора, поскольку на практике во время исполнения первоначальная точность настройки снижается (это проблема для хоровых дирижеров). Предлагаемая система анализирует звучание хора пение с помощью быстрого анализа Фурье, выделяет пики и по ним определяет значение тона А (440 Гц), при этом на экран выводятся отклонения от точной настройки в центах (рис. 14)


 Рис. 14 Контроль частоты настройки хора

На секции «Звукозапись и звуковоспроизведение» два доклада были посвящены методам перевода старых записей на валиках и пластинках в цифровую форму.

В первом докладе «Различия между цифровыми системами для проигрывания фонографа» (пр. 8547) был представлен сравнительный анализ сушествующих систем различных фирм, основанных на лазерном считывании восковых валиков.

Во втором «Цифровое проигрывание граммофонных записей с помощью сканирования изображения» (пр. 8545) предлагается новый метод сканирования пластинки, последующего анализа структуры дорожек и моделирования движения иглы по дорожке, а также метод расшифровки записанного звука (рис. 15).


Рис. 15 Система сканирования виниловых пластинок

Утверждается, что это достаточно эффективный и экономичный метод, что является очень актуальной проблемой, учитывая огромные фонды старых виниловых пластинок.
Очень интересный доклад, представленный проф. Дж. Меркантом из Middle Tennessee State University (США), назывался «Пересмотр методов преподавания техники микширования (применение разработанных практических моделей)» (пр. 8543). В нем описывается новый метод обучения звукорежиссеров технике микширования. Учитывая актуальность этой проблемы для нас, думаю. что подробному анализу этого доклада стоит посвятить отдельную статью.

На секции «Аудиооборудование и измерения» было три доклада, из них можно выделить доклад «Многоканальные измерения импульсных характеристик в Matlab» (пр. 8535), в котором описывается новый программный продукт ScanIR, который позволяет производить многоканальное измерение импульсных характеристик, что очень полезно для современных систем аурализации. Его можно свободно скачать с адреса (http://marl.smusic.nyu.edu).

Интересный доклад был представлен Ли Шеньчао (компания Wintersweet Electronics, США) «Почему ламповые усилители имеют более полный звук, чем транзисторные» (пр8536). Эта проблема уже очень давно интересует аудиофилов и по этому поводу было высказано много всяких предположений, В данном докладе представлены следующие объяснения: нелинейность выходного импеданса лампы, выходной импеданс усилителя и нелинейная индуктивность выходного трансформатора ограничивают смещение громкоговорителя на низких частотах при больших амплитудах и не оказывают влияния на верхние частоты, в то время как у транзисторных усилителей такой частотной избирательности нет. Оказывать влияние могут и другие факторы, например обратное воздействие громкоговорителя на внутренние компоненты радиолампы (т.н. микрофонный эффект) и др. Все это создает впечатление более мягкого, полного звука в ламповых усилителей, хотя величина коэффициента гармонических искажений у них выше, чем у транзисторных.

На секции «Измерения громкости и ее восприятие» было представлено четыре доклада (пр. 8487...8490), в которых рассматривались проблемы объективного измерения громкости в радиовещательных сигналах и оценка их точности с помощью субъективных экспертиз.

На секции «Воспроизведение через стереотелефоны» было представлено шесть докладов, в которых рассматривались такие вопросы, как точность измерений и субъективных оценок передаточных функций, новый метод отслеживания положения головы с помощью локализации речевого сигнала и методы субъективной оценки бинауральных записей.

На секции «Процессорная обработка пространственного звука» можно прежде всего выделить фундаментальный доклад Ф. Фолька (Технический университет Мюнхена) «Системная теория бинаурального синтеза» (пр. 8568),в котором дан теоретический анализ принципов работы систем бинаурального синтеза звука, методов эквализации и допустимых ограничений.

Два доклада из Лаборатории музыки и аудио Нью-Йоркского Университета (пр. 8567 и 8577) были посвящены новым методам управления реверберацией помещения и возможностью изменения реверберационных параметров в реальном времени в интерактивном режиме для обеспечивания прослушивания музыки в созданном виртуальном пространстве.

Продолжаются работы по развитию и совершенствованию пространственной системы Wave Synthesis (WFS), в частности в докладе специалистов из немецкого университета в Ильменау (пр. 8575) предлагается новый алгоритм для воспроизведения звука в системе WFS с использованием уменьшенного числа громкоговорителей, и его субъективная оценка.

На секции «Создание и анализ музыкальных звуков» был представлен доклад проф. Божены Костек из Гданьского Университета «Автоматическое распознавание музыки» (пр. 8505), в котором описано создание базы данных музыкальных произведений различных жанров и исполнителей, содержащей более 50 тысяч музыкальных отрывков. Все данные были конвертированы в формат МР3 и параметризированы в соответствии со стандартом MPEG-7, что дает возможность автоматического распознавания и извлечения музыки разных жанров в режиме on-line.

На секции «Анализ звукового поля и его воспроизведение» необходимо выделить один очень важный доклад, сделанный группой специалистов из Италии, Германии и Англии «Проект SCENIC – пространственно-временная процессорная обработка звука для передачи ощущения пространства» (пр. 8485), в котором изложены основные направления деятельности группы ученых по сбору и объединению имеющихся методов записи и передачи пространственной информации с целью создания и моделирования виртуального акустического окружения и применения его в решении различных прикладных проблем. Интересно отметить, что данные исследования проводятся по гранту Европейского Союза.

На последних нескольких конгрессах была введена еще одна инновация, которая была представлена в виде коротких сообщений или постеров и получила название «Инженерные заметки» (Engineering Briefs). На этом конгрессе было представлено 39 таких заметок, сгруппированных по тематике в пять секций: Звукозапись, Восприятие, Процессорная обработка и др. (эти короткие заметки доступны на сайте aes.org)

Как уже было отмечено выше, на этом конгрессе кроме научной сессии проводилось большое количество дополнительных мероприятий, а именно:

- научные семинары (всего было проведено 19) – основной тематикой семинаров было обсуждение проблем обеспечения передачи звуковой информации не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости в системах матричной стереофонии, включая форматы 5.1, 7.1, 10.2, 22.2 и др. Обсуждение касалось новых систем микрофонной записи, алгоритмов микширования и панорамирования, например Audio 3D, Space Builder и др., и систем воспроизведения с помощью реальных или виртуальных излучателей, распределенных по высоте. Кроме того, обсуждались проблемы применения новых типов остронаправленных микрофонов (типа Eigenmike array, KEM 970, SuperCMIT фирмы Schoeps), эстетические и технические проблемы микширования, способы тренировки слуха у звукорежиссеров и др.

- учебные семинары (общее количество 17). Особо можно отметить семинар под руководством известного специалиста Питера Маппа «Акустика для систем звукоусиления», на котором обсуждались требования к акустике помещений, оснащенных системами звукоусиления, которые существенно отличаются по требованиям к структуре первых отражений, времени реверберации и др.
Два семинара были посвящены методикам тренировки слуха у профессиональных звукорежиссеров и аудиоинженеров, что подчеркивает важность этой проблемы. Специальный семинар был посвящен проблеме повреждения слуха за счет акустических и химических травм, включая не только периферическую слуховую систему, но и кору головного мозга. Прошли также семинары по технологии и практике создания мастер-диска для виниловых пластинок, методике электроакустических измерений телефонов и других мобильных устройств, проблемам аудиоархивирования и др.

- семинары по «живому звуку», на которых ведущие специалисты показывали, как работать на отдельных видах оборудования и обсуждали основные проблемы, возникающие при этом – например, такие темы, как проблемы при установке систем звукоусиления, расстановка субвуферов в помещении, многоканальная запись в условиях, когда надо передавать звук в помещение через систему звукоусиления и одновременно вести запись и др. Кроме этого, известные звукорежиссеры проводили мастер-классы.

Наряду с этим были проведены семинары, посвященные проблемам радиовещания, звуку в играх и новым видам продукции ведущих фирм, а также семинар, посвященный истории развития аудиотехники, на котором был интересные доклады «Леопольд Стоковский и история аналоговых записей», «История записей классической музыки в Америке – от одного микрофона до 24 треков» и др.

Как всегда большое внимание было уделено студенческим проблемам – была проведена студенческая ассамблея, встречи со специалистами по вопросу получения образования, конкурс студенческих звукозаписей и конкурс лучших научных статей.

.